рефераты по менеджменту

Анализ и совершенствование системы мотивации в торговле

Страница
3

Таким образом, с точки зрения управления поведением необходимо знать, какие интересы имеются у работника, чтобы осуществлять воздействие на уже свершившийся результат поведения, а заблаговременно влиять на формирование направленности деятельности в соответствии с целями управления. Поэтому существует необходимость квалификации интересов:

- по принадлежности: общественные, национальные, классовые, групповые, личные;

- по степени устойчивости: устойчивость интересов выражается в длительности сохранения;

- по сфере действия, проявления: материальные, политические, духовные;

- по глубине и длительности: частные, долговременные и временные, коренные и ближайшие;

- по широте: сконцентрированные в одной области, распределены между многими;

- по цели: носят непосредственный характер, носят опосредованный характер.

Формирование интереса сложный многоэтапный процесс: понимание человеком значимости данной потребности для эго осуществления; необходимость удовлетворить потребность ведет к поиску способов удовлетворения; вовне определяется объект, способный наилучшим образом удовлетворить потребность; ищутся пути, приемы включения этого объекта в процессе удовлетворения потребности. В результате рождаются действия, связанные с этим объектом. Таким образом, интерес служит реальной причиной действий людей и их поведения.

Б.И. Курашвили выделил 4 типа работников на предприятиях, связанные с различным отношением к труду и трудовым поведением, и установил соотношение между типами и мотивами поведения работников на предприятии (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1 Соотношение мотивов и типов поведения работников

Тип работника

Доля в общем количестве

Степень мотивации

Форма поведения

1

2

3

4

Сверхнормативный, исключительно добросовестный

5

Идеальная мотивация и стимулирование

Инновационное, экономическое, стратификационное

Нормативный, достаточно добросовестный

60

Достаточная мотивация и стимулирование

Экономическое, организационное

Субнормативный, Недостаточно добросовестный

30

Мотивы не ясные, стимулирование неадекватное

Характерологическое, деструктивное

Ненормативный, недобросовестный

5

Мотивы неясны, Стимулов нет

То же

ИТОГО

100

-

-

Залог успеха передовых фирм на 85% зависит от психологической готовности каждого сотрудника пожертвовать личными интересами ради процветания фирмы.

В теории управления мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Мотивация как процесс побуждения человека к работе тесно связана с формированием потребностей и способов их реализации.

Потребности становятся внутренними побудителями и регуляторами только тогда, когда они осознаются работниками. В этом случае они приобретают конкретную форму – форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам, предметам. Интерес всегда связан с использованием конкретных возможностей для удовлетворения потребностей. Интерес – деятельное отношение субъекта к использованию условий, в которых он находится, для удовлетворения своих потребностей.

Потребности человека определяют его поведение. Собственно, потребности суть мотивы поведения человека. Когда человек начинает ощущать какую-либо потребность, у него возникает устремленность на достижение определенной цели, посредством которой он может удовлетворить эту потребность. Когда человек достигает поставленной цели, потребность его может быть удовлетворена полностью или частично.

Потребности удовлетворяются с помощью ценностей. Ценность – это объект, способный удовлетворить потребность.

В процессе своей деятельности человек анализирует, какой вид деятельности позволил уму удовлетворить потребность, и стремиться ее повторить. Такой вид поведения известен как закон результата.

Мотивация работников влияет на их производительность, и часть работы менеджера как раз заключается в том, чтобы направить мотивацию на достижение организационных целей. Изучение мотивации позволяет понять, что заставляет людей работать, что влияет на их выбор способа действия, и почему они придерживаются его в течение некоторого времени.

Изложенные концепции позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое-либо канонизированное учение, объясняющее то, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация.

Однако современные теории мотивации позволяют понять мотивы, движущие человеком при его трудовой деятельности, дают возможность управлять ими на практике (рис. 1.1).

Рис. 1.1 Мотивационная последовательность

Процессуальные теории мотивации и теории содержания рассматривают различные звенья представленной последовательности.

Теории трудовой мотивации. Мотивация в современных условиях

За последние 40 лет возникло огромное количество теорий мотивации к труду. В них предлагаются различные объяснения одних и тех же аспектов человеческого поведения. То есть мотивация рассматривается в средовом, социальном, диспозиционном и когнитивном ракурсах. Однако в последние 5 10 лет предпринимаются попытки упорядочить психологические конструкты, лежащие в основе теорий мотивации.

Теории содержания мотивации описывают лежащие в основе мотивации людей потребности.

Одну из основных теорий мотиваций разработал А. Маслоу. Это теория иерархии потребностей. По своей природе потребности человека биологичны, инстинктивны; они свойственны всем людям и имеют гигиеническую основу. Процесс удовлетворения данных потребностей заставляет людей вести себя именно так, как они ведут себя. Будучи удовлетворенной, потребность перестает доминировать над поведением, и ее место занимает другая потребность. Реализация потребностей никогда не прекращается. Таким образом, жизнь – это стремление к удовлетворению потребностей.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту