Наиболее высокая текучесть отмечена по группе продавцов.
Кроме того, по всем группам (кроме административно-управленческого аппарата) коэффициент превышает единицу, что свидетельствует о большой текучести всего персонала предприятия.
Причинами высокой текучести кадров могут быть:
- неудовлетворительные условия труда;
- несоответствие заработной платы ожиданиям сотрудников (слабая система материального стимулирования);
- несоответствие работника выполняемым функциям;
- другие причины.
Таким образом, проведенный анализ эффективности оплаты труда, использования трудовых ресурсов, а также обеспеченности и структуры и постоянства состава, говорят о том, что в ООО «ТД Артур Грэй» достаточно высок показатель текучести кадров, что отрицательно влияет на деятельность компании. Наибольший коэффициент текучести отмечен среди продавцов, что, прежде всего, объясняется несоответствием заработной платы.
В подтверждение расчетов о низкой заработной плате как факторе высокой текучести персонала па предприятии, сотрудникам предприятия было предложен письменный опрос (приложение 1).
Анализ ответов сотрудников дал следующие результаты:
- уровень заработной платы не удовлетворяет 99% (!) опрошенных;
- социальными льготами довольны 60%;
- возможность карьерного роста видят 80%;
- престижность копании - 83% опрошенных удовлетворяет (несмотря на малый размер организации);
- возможность проявить инициативу и интересная работа – 78% и 83% соответственно сотрудники оценивают удовлетворительно;
- похвала, признание результатов работы – не довольны 66% работников.
Налицо следующие факторы, которые необходимо ставить во главу угла при разработке системы мотивации в ООО «ТД Артур Грэй»:
1) уровень заработной платы;
2) социальные льготы;
3) «недохваленность» персонала.
Далее работникам был предложен тест «Мотивация и корпоративная культура» (Приложение 2).
Тестирование проводилось анонимно, и позволило выявить, соотносится ли корпоративная культура, какой ее видят сотрудники, с тем, что есть на самом деле.
В результате выяснилось, что корпоративная культура в отдельных магазинах соотносится с ожиданиями сотрудников, но имеет существенные расхождения с тем как осуществляет свои функции административно-управленческий аппарат. Если субкультура магазинов тяготеет к культуре роли (основное – роль, которая тебе предписана, и процедуры ее соблюдения), то администрация стремиться к корпоративной культуре власти (классификация Моутона – Блейка).
Корпоративная культура власти основана на подавлении интересов личности в пользу интересов производства при любых обстоятельствах. Минусом этого типа корпоративной культуры является низкая степень удовлетворенности сотрудников, высокая текучесть кадров, отсутствие командного духа как такового. Как правило, профессионалы высокого уровня в такие компании не приходят, или не задерживаются в них [7.С.158].
Таким образом, на практике воздействие на мотивацию персонала является сложной задачей, при решении которой может возникнуть ряд проблем:
- потребностная сфера человека – это динамичное образование. Потребности и мотивы могут различаться не только от человека к человеку, но и от ситуации к ситуации. При этом со временем не только может меняться сила отдельных потребностей, на смену одним потребностям могут приходить другие;
- мотивация работника, его отношение к делу зависит не только от его потребностей, но и от того, как он себя чувствует, какое у него настроение;
- мотивация по-разному выражается в поведении. Один человек с сильной потребностью в безопасности может действовать осторожно и избегать ответственности на работе из-за страха провалиться, другой человек с такой же сильной потребностью в безопасности может использовать любую возможность для повышения уровня своей ответственности из-за страха потерять работу, опасаясь, что его могут оценить как плохого или ненужного работника;
- разные люди по-разному реагируют на препятствия на пути удовлетворения одной и той же потребности. Один работник, встретив препятствие, расстроится (или обрадуется) и прекратит работу, а другой – удвоит свои усилия;
- многие руководители не готовы к тому, что именно на них лежит ответственность за обеспечение высокой мотивации у своих подчиненных. Так, руководитель может раздражаться на тех подчиненных, которые проявляют низкое рвение в работе, отсутствие заинтересованности в конечных результатах труда и работы всего подразделения, ничего не делая, чтобы изменить эту ситуацию.
Руководителям, желающим воздействовать на трудовую мотивацию своих подчиненных, недостаточно оценить и понять их доминирующие потребности, необходимо создать такие условия, которые будут повышать уровень трудовой мотивации работников и степень их заинтересованности в достижении высоких рабочих результатов. Однако, как показывает опыт работы в российских организациях разного типа, сложившаяся практика работы и система управления порождает ряд препятствий, мешающих руководителям добиться высокой заинтересованности персонала в конечных результатах.
Среди этих препятствий наиболее типичными являются:
- низкая заработная плата;
- плохая связь системы материального стимулирования и рабочих результатов;
- неудовлетворительные условия труда;
- плохие возможности обучения и повышения квалификации
- низкий уровень доверия к руководству;
- недостатки в организации труда (неритмичная работа, ошибки в планировании, плохая обеспеченность сырьем и материалами, несвоевременный ремонт оборудования);
- сложившаяся практика управления, ориентированная больше на контроль и поддержание дисциплины, чем на формирование заинтересованного отношения к делу;
- равнодушие к потребностям, проблемам, устремлениям персонала, отношение к человеческим ресурсам как к расходному материалу; преобладание авторитарного стиля управления, насаждение в организации порядков и правил, отражающих ценности, установки, приоритеты высшего руководства, иногда идущие в разрез с интересами организации.
Преодоление некоторых из перечисленных препятствий на пути формирования высокой мотивации персонала возможно лишь в масштабах всей организации, однако недоверие к руководству, недостатки в организации труда или равнодушие к интересам работников по силам отдельным руководителям и может быть осуществлено в рамках единичного подразделения (магазина).
Для совершенствования действующей в компании ООО « ТД Артур Грэй» системы воздействия на трудовую мотивацию персонала должна быть проведена серьезная аналитическая работа. При этом важно получить ответы на следующие вопросы:
- определение основных категорий работников, работающих в организации, на которых должна быть ориентирована система стимулирования;
- что именно является основным результатом работы каждой из выделенных категорий
- удовлетворяет ли качество и полнота должностных инструкций установленным требованиям;