Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием;
Внешний долг может появиться по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний и путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.
Поскольку современная фискальная политика допускает несбалансированность бюджета ради стабилизации экономики, она может повлечь за собой рост государственного долга.
Почему государственный долг увеличивается на протяжении всей истории страны? Что заставляет общество мириться с крупным и устойчивым дефицитом бюджета? На эти вопросы есть четыре ответа: войны, экономические спады, снижение налогов и недостаток политической воли.
Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственного долга.
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии.
Имеется три варианта финансирования:
1. Увеличение налогов;
2. Выпуск денег;
3. Дефицитное финансирование.
Рост налогообложенияприводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает изоляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению.
Другой источник государственного долга – это спады. В период, когда национальный доход сокращается или не может увеличиваться, налоговые поступления сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
Еще один источник государственного долга – политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и следовательно увеличению бюджетного дефицита.
В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП (валовой национальный продукт) или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатые нации имеют большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров, чем бедные нации.
Причины кризиса внешней задолженности:
1. Ухудшении конъюктуры мирового хозяйства в 80 – е годы, связанное с увеличением реальны процентных ставок, замедлением темпов экономического роста и снижением цен на товары. Увеличение реальный ставок процента привело к увеличению коэффициентов обслуживания долга. Снижение товарных цен и замедление темпов роста ВНП в странах – потребителях экспорта из стран – должников привели к снижению экспорта и доходов от экспорта, которые являются основным источником выплаты долга.
2. Неудовлетворенное управление экономикой в странах – должниках. Общей практикой были бюджетный дефицит и завышенный курс национальной валюты. Практика завышения обменного курса сопровождается спекуляциями на грядущей девальвации валюты. Валютные спекуляции принимают форму резко растущего импорта или «бегства» капитала из страны, что ухудшает состояние платежного баланса, так как внешние займы используются не по назначению (не на инвестиционные цели, связанные с приростом совокупного дохода, а на финансирование «нежизнеспособных» проектов и на спекулятивные операции).
3. Ошибочная макроэкономическая политика финансировалась избыточными кредитами коммерческих банков. В случае предъявления требований на новые займы коммерческие банки предоставляли их, не обращая внимания на быстрорастущие масштабы долга. Такая активность кредитов была обусловлена несколькими причинами:
а) нефтяные шоки 1973 – 1974 годы и 1979 – 1980 годы послужили инструментом перераспределения значительной доли мирового дохода в пользу стран – экспортеров нефти, где краткосрочная склонность к сбережениям велика. Пока происходило аккумулирование сбережений для крупных инвестиций в их собственную экономику, эти страны выдавали кредиты в ликвидной форме, что послужило источником расширения ресурсов для международного кредитования;
б) эти новые финансовые средства в основном были предоставлены в виде дополнительных кредитов странам – должникам, так как инвестиционная ситуация в индустриальных странах была в это время весьма неопределенной. К тому же страны – должники ограничивали прямые иностранные инвестиции и широко использовали внешние займы под проценты без права контроля над собственностью, что стимулировало нарастание их внешнего долга;
в) крупнейшие коммерческие банки активно искали возможности для таких операций в целях опережения конкурентов.
В итоге активизации международного кредита к 1985 году общая сумма предоставляемых коммерческими банками кредитов стала меньше, чем сумма взимаемых ими платежей по обслуживанию и погашению долга. Это способствовало значительной «утечке» финансовых ресурсов из стран – должников.
Более общей причиной периодического повторения кризиса внешней задолженности, которая непосредственно не связана с мировой конъюнктурой 80 – х годов, является наличие сильных стимулов к отказу от платежей по долгу суверенными странами – должниками. Страна – должник может привлекать иностранные займы до того момента, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока капитала по обслуживанию накопленного долга в виде выплаты процентов и амортизации его основной суммы, а затем объявить о прекращении платежей. Практика международных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это экономически выгодно стране – должнику, а не только тогда, когда страна не имеет ресурсов для обслуживания долга.
Одним из перспективных способов разрешения проблемы отказа от платежей является введение залога или обеспечения, то есть активов того или ионного вида, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки страной – должником выплат по долгу.
Международный валютный фонд и Мировой банк оказывают консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных капиталовложений в странах – должниках.[2,c.23].
Бюджетный дефицит и государственный долг 2000 года.
2000 год стал переломным в экономической динамике Украины. После долговременного кризиса достигнут ощутимый рост макроэкономических и отраслевых параметров развития отечественной экономики. Улучшилась структура торгового и платежного баланса государства. Углубились зарожденные в предыдущие годы позитивные сдвиги и в системе бюджетных отношений. Усилилась сбалансированность финансовых ресурсов государства – доходов и расходов [12, c.3 - 4].
Таблица 1Нагрузка нетто – долговых выплат на Сведенный бюджет Украины (млн.грн., если не указано другое)
Показатели | 1999 | 2000 |
Внутренний государственный долг | ||
Привлечение займов |
3844,7 |
2038,5 |
Погашение долга |
1813,1 |
1663,6 |
Обслуживание долга |
1250,7 |
1661,4 |
Суммарные долговые выплаты |
3063,8 |
3325 |
Сальдо привлечений - выплат |
780,9 |
-1286,5 |
Сальдо привлечений выплат (% доходов бюджета) |
2,4 |
-2,9 |
Внешний государственный долг | ||
Привлечение займов |
1815,1 |
380,6 |
Погашение долга |
1896,8 |
964,8 |
Обслуживание долга |
1836,6 |
2907,5 |
Суммарные долговые выплаты |
3733,4 |
3872,3 |
Сальдо привлечений - выплат |
-1918,3 |
-3491,7 |
Сальдо привлечений выплат (% доходов бюджета) |
-5,8 |
-8 |
Государственный долг (всего) | ||
Привлечение займов |
5659,8 |
2419,1 |
Суммарные долговые выплаты |
6797,2 |
7197,3 |
Сальдо привлечений - выплат |
-1137,4 |
-4778,2 |
Сальдо привлечений выплат (% доходов бюджета) |
-3,5 |
-10,9 |