Между темпом инфляции и темпом роста валютного курса: увеличение темпов инфляции вызывает снижение курса национальной валюты.
Между долей внешнего долга, конвертируемой в национальную валюту, и темпами роста выпуска и инфляции. Здесь имеются в виду прежде всего операции конверсии долг/акции. Сторонники свопов долг-акции утверждают, что такой своп позволяет одновременно решить две проблемы: уменьшить государственный долг и обеспечить приток капитала в реальный сектор экономики.
Между долей списания внешнего долга и темпами роста выпуска и инфляции. Подобная акция облегчит положение стран – должников уменьшением не только будущих выплат по долговым обязательствам, но и затрат и штрафных выплат по оставшейся части долга. Однако. Возможна и ситуация, когда экономическая неопределенность, вызванная крупным объемом просроченного долга, оказывает угнетающее воздействие на инвестиционную деятельность и реформистскую политику страны – должника в такой степени, что списание части долга на самом деле будет означать увеличение будущих выплат кредиторам.
Между совокупным бюджетным дефицитом и темпом роста выпуска.
Между ставкой процента по внешнему долгу и темпами роста выпуска и инфляции. Чем выше ставка процента по внешнему долгу, тем тяжелее долговое бремя и меньше возможности для экономического роста. Но внешние заимствования не вызывают эффекта вытеснения, как внутренние.
3.Существуют взаимосвязи между основными параметрами экономики государства и компонентами его долга, а также ежегодных заимствований. К ним относятся связи:
Подстановка соотношений (42) и (43) в сформулированные выше модели (8) – (10), (16) делает эти модели нелинейными.
Нелинейным системам свойственны автоколебания в динамике их режима с определенными циклами. Представляет интерес при помощи соответствующих моделей выявить такие циклы и найти их периодичности. При определенных сочетаниях параметров нелинейных систем возможен скачкообразный переход типа катастрофы от одного квазистационарного состояния в другое. В соответствующих нелинейных моделях это проявляется в наличии точек бифуркации решений. Можно полагать, что эти резкие переходы могут соответствовать кризисным точкам экономической динамики.
Таким образом, представлена многопараметрическая модель с рядом экзогенных переменных, отражающих внутреннюю и внешнюю экономическую политику государства. Некоторые параметры модели формально соответствуют таким способам реструктуризации внешнего долга, как конверсия, списание части долга. Предложенная модель динамики внешней и внутренней задолженности позволяет определять диапазоны эффективных значений ряда управляемых параметров, например, процентные ставки, курс валюты, что формирует соответствующие требования к денежно – кредитной и бюджетной политике государства. Полученные соотношения позволяют анализировать набор долговых стратегий государства, целесообразность того или иного метода урегулирования задолженности. Соответственно, создана модель, позволяет строить прогнозы в отношении государственного долга при различных политических и экономических сценариях [29, c.48-55].
В случае Украины фактически существует такая ситуация:
- от начала переходного этапа дефицит бюджета намного превышает объем капиталовложений государства;
-было осуществлено мало структурных реформ, которые могут оцениваться привлечением инвестиций;
-как номинальные, так и реальные процентные ставки по государственному долгу являются очень высокими. [20]
В процентном отношении к ВВП государственный долг увеличился в течение 1991-1999 гг. с 10 до 48%, но потом он начал уменьшаться и в 2004 г. составил 24,7% (см. прибавление 1, рис. 1, табл. 1). Следует заметить, что это возрастание было бы намного высшей, если бы до 1996 г. не состоялось заметной ревальвации национальной валюты. Высокие процентные ставки и постоянный дефицит бюджета имели значительное влияние на общее соотношение между государственным долгом и ВВП.
Специалисты Министерства финансов прогнозируют, что соотношение государственного долга к ВВП в 2007 году составит 17%. Раньше допускало, что такое соотношение будет кое-что высшим - 18%.
На конец минувшего года соотношения государственного долга к валовому внутреннему продукту составляло 20%. Это свидетельствует про экономически безопасный размер государственного долга, который последовательно сокращается в соотношении к развитию экономики и отвечает критериям, определенным Бюджетным кодексом Украины. В 2001-2002 гг. такое соотношение содержалось наравне около 29-31%, в сравнении с 48 % в 1999 году. На конец 2003 года соотношения государственного долга к ВВП составляло 25 %. [27]
Украина придерживается умеренной политики управления государственным долгом, главной особенностью которого есть снижение рисков заимствований путем увеличения сроков и снижение стоимости обслуживания. Министерство финансов эффективно осуществляет политику замещения дорогих заимствований минувших лет более дешевыми.
Несмотря на снижение темпов падение ВВП (в 1997 г. - 3%, в 1998 г. - 1, 7%, в 1999 г. - 1, 7%, в 1999 г. - 0, 4% в сравнении с в среднем за год 9, 1% за 1991-1996гг.). До конца приостановить этот процесс не удалось. Но даже если это и будет достигнуто в ближайшее время, то после продолжительного и значительного (почти втрое) уменьшение объемов ВВП этого будет явным образом недостаточно для достижения макрофинансовой стабильности. Для выхода из кризиса в данное время необходимо обеспечить ежегодные темпы экономического возрастания на равные 6-7%. [17]
Детальный анализ действующей налоговой системы свидетельствует, что при условиях ее сохранения достичь указанных темпов экономического возрастания невозможно. Жесткий налоговый пресс, который имеет место в Украине, ведет к "тенезации" экономике в довольно специфическом направлении, если в тень выводится не самая деятельность, а доходы предприятий и граждан. Определить реальный уровень утаивания от налогообложения доходов довольно сложно. Его можно оценить только опосредствованно - на основе данных налоговой службы о значительном количестве нарушений налогового законодательства и о сумме начисленных налогов.
Нестабильность политической и экономической ситуации в Украине, а отсюда и ее низкий кредитный рейтинг, ограничили выбор кредиторов и условий предоставление средства. Таким образом, привлеченные Украиной займы отличаются своей краткосрочностью и высоким уровнем процентных ставок.
Даже при условии эффективного использования привлеченного средства задачи, выполнение которых финансируется, в том числе за счет займов, принадлежат к категории долгосрочных, то есть следствия их организации станут ощутимыми не раньше, чем за 15 лет от начала внедрения проектов. Это означает, что такие проекты не могут быть источником погашения краткосрочных займов, привлеченных на их финансирование. Тогда необходимые средства находятся путем рефинансирования - привлечение новых кредитов для погашения стариков. К сожалению, эффективность использования Украиной государственных займов не отвечает требованиям ее основных кредиторов, который значительно усложняет процесс привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Одновременно правительство старается улучшить условия предоставления средства, учитывая быстрое приближение объемов государственного долга Украины к границе, за которой - только дефолт. [14, стр. 64-65]