рефераты по менеджменту

Бюджетный дефицит и государственный долг

Страница
17

Определение связи между темпами экономического роста и такими показателями, как отношение величины государственного бюджета к величине ВВП не позволяют однозначно утверждать, что между ними существует четко определенная прямая или обратная связь. Статистический анализ реальности и эффективности государственного бюджета предусматривает изучение структуры его доходной и расходной частей во взаимосвязи с источниками, которые определяют макроэкономическую ситуацию в стране.

Бюджетный дефицит, как правило, возникает вследствие разбалансированности бюджета, т.е. недостатка бюджетных средств в сравнении с потребностью в них для финансирования необходимого объема расходов. Так как причиной дефицита бюджета в Украине является превышение расходов над доходами, то для определения источников дефицита необходимо проанализировать выполнение Закона Украины «О Государственном бюджете» путем сопоставления плановых величин с фактическими величинами государственного бюджета за определенный год (прил.2).

Так можно проверить выполнение как отдельных статей, так и расходной или доходной его части.

Анализируя выполнение Закона Украины «О Государственном бюджете» за 2006 год, установлено превышение доходной части над расходной. Это привело к значительному снижению величины бюджетного дефицита в сравнении с плановой за счет того, что величина перевыполнения доходной части была больше величины перевыполнения расходной части государственного бюджета.

Наполнение доходной части бюджета в основном осуществлялось за счет налоговых поступлений, т.е. увеличение их величины должно привести к сокращению дефицита.

Используя метод регрессии, можно построить динамическую модель, которая иллюстрирует влияние налоговых поступлений (% к ВВП) на размер расходов государственного бюджета Украины (как отношение расходов к ВВП). Линейное уравнение связи в матричной форме имеет вид:

Y = BX + й,

где Y, X – матрицы значений зависимой и независимой переменных; B – матрица оценок модели, й – матрица остатков.

В нашем случае была использована дефакторная модель вида:

Y = b0 + b1X1 + b2X2,

где: b1 – параметр, который характеризует изменение признака Y под влиянием фактора Х1; b2 – среднегодовое колебание Y под влиянием комплекса факторов Х2; Х1 – налоговые поступления (% к ВВП); Х2 – время (годы); Y – расходы бюджета (% к ВВП).

Для упрощения подсчетов при постройке модели к налоговым поступлениям отнесено: налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, начисления на геологоразведочные работы, налог на прибыль с граждан и плата за землю.

По одношаговому методу наименьших квадратов (1МНК) вектор оценок определяется зависимостью: B = (X’X)-1X’Y.

Выполнив соответственные операции, можно найти вектор оценок параметров модели:

6,632764

B = 1,504157

-0,6129

Т.е. уравнение многофакторной линии регрессии имеет вид:

Y = 6,633 + 1,504 X1 + 0,613 X2

Рассчитанные параметры уравнения подтверждают наличие прямой связи между величиной налогов и расходов бюджета. Если налоговые поступления вырастут на 1% от ВВП, то расходы бюджета вырастут на 1,504%. За счет влияния других факторов, которые равномерно изменяются на протяжении времни, расходы бюджета ежегодно будут уменьшаться на 0,6129%.

Предлагая повышение налогов с целью увеличения доходной части бюджета, следует помнить об обратном эффекте от увеличения ставки процента: оно может вызвать уменьшение налоговых поступления (например, в 2007 году ставка процента на доход с физических лиц возросла до 15%). Эту зависимость иллюстрирует кривая Лаффера. Увеличение налоговых поступлений не может быть источником, за счет которого удастся сократить дефицит бюджетного дефицита Украины, так как расходы вырастут значительно быстрее. Более того, как показывают исследования, увеличение налоговой ставки может повлиять на уменьшение налоговых поступлений, т.е. увеличить сам дефицит государственного бюджета (табл.4).

Таблица 4 Доходы и расходы государственного бюджета 2007

 

март

январь - март

 

млн. грн.

реальное изменение к соотв. Периоду года, %

%ВВП

млн. грн.

%ВВП

Доходы

12131,5

24,5

27,7

33547,8

25,4

Налоговые поступления

8294,8

22,2

18,5

23528,5

17,8

налоги от прибыли предприятий

1531

79,1

3,5

4949,8

3,7

налоги на добавленную стоимость

5031,3

13,4

11,2

13721,3

10,4

бюджетное налогообложение НДС

-1606,8

14

-3,6

-4087,6

-3,1

акцизные сборы

801,3

10,9

1,8

2316,9

1,8

налоги на международную торговлю и др. операции

772,8

24,2

1,7

1934,3

1,5

неналоговые поступления

3717,8

27,1

8,3

8731,4

6,6

др. поступления

419

54,9

0,9

1287,9

1

Расходы

12931,4

4,5

28,8

29445,9

22,3

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту