Финансирование бюджетного дефицита за счет внешних займов означает возникновение возможности осуществления дополнительных государственных расходов без ограничения текущего потребления и реальной инвестиционной деятельности частного сектора. Одновременно возвращение долга и его обслуживание будут осуществляться за счет будущего производства, а это требует в дальнейшем соответственного увеличения импортных товаров и услуг. Что же касается постановки вопроса о совершенствовании управления государственным долгом, то она рассматривалась в увязке с актуальной задачей – уменьшения, а в перспективе и устранения долговой зависимости Украины от зарубежного капитала. Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики. Представленная многопараметрическая модель с рядом экзогенных переменных отражает внутреннюю и внешнюю экономическую политику государства. Предложенная модель динамики внешней и внутренней задолженности позволяет определять диапазоны эффективных значений управляемых параметров. Полученные соотношения позволяют анализировать набор долговых стратегий государства, целесообразность того или иного метода урегулирования задолженности. Создана модель, позволяет строить прогнозы в отношении государственного долга при различных политических и экономических сценариях.
Приложение 1
Прямой государственный долг Украины в 2001 году, в млрд. дол. США
[18]
Приложение 2
Выполнение бюджетного фонда
(млн. грн.)
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 план | |
Остаток на начало года | 421,9 | 516,3 | 385,7 | 154,0 | 279,2 |
Поступление средств, всего | 1531,4 | 1686,5 | 2153,6 | 2615,7 | 2669,5 |
В том числе: | |||||
Страховые вложения | 1484,5 | 1655,6 | 2125,9 | 2596,7 | 2654,4 |
Другие (проценты за пользование временно свободными средствами Фонда, штрафные санкции, трудоустройство иностранных граждан, возврат займов и кредитов) | 6,5 | 21,0 | 27,4 | 18,1 | 10,1 |
Ассигнования с государственного бюджета | 40,3 | 9,9 | 0,3 | 0,95 | 5,0 |
Доходы, всего | 1953,2 | 2202,8 | 2539,4 | 2769,7 | 2948,7 |
Расходы без учета резерва | 1436,9 | 1817,1 | 2385,4 | 2494,7 | 2927,1 |
Остаток средств на конец года | 516,3 | 385,7 | 154,0 | 275,0 | 21,6 |
Дополнительно: | |||||
Фонд оплаты труда, из которого оплачиваются страховые вложения в Фонд, расчетный | 61533 | 73285,4 | 90677,9 | 121253,4 | 152025 |
Размер страховых вложений для работодателей, среднегодовой % | 2,1 | 1,9 | 1,9 | 1,7 | 1,3 |
Размер страховых вложений для наемных рабочих, % | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |