График 1
Проанализируем зависимость динамики доли валовой прибыли (смешанного дохода) от объема государственного долга (табл.2).
Таблица 6 Удельный вес валовой прибыли (смешанного дохода) и государственного долга в структуре ВВП
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Валовая прибыль (смешанный доход), % к ВВП |
40,93 |
44,31 |
42,09 |
42,66 |
Государственный долг, % к ВВП |
45,29 |
36,55 |
33,54 |
28,6 |
Из приведенного графика видно, что увеличение государственного долга может влиять на долю прибыли предприятий в краткосрочной перспективе. Что же качается долгосрочной перспективы, то мы наблюдаем увеличение части прибыли в объеме ВВП. К тому же следует отметить, что с 2002 года дальнейшее увеличение удельного веса предпринимательских доходов обусловлено уменьшением налоговой нагрузки, что способствовало дальнейшему росту прибыли в то время, как доля государственного долга уменьшалась.
График 2
Таким образом, показатели заработной платы и прибыли предприятий имеют разнонаправленную динамику в долгосрочной перспективе. При увеличении доли государственных займов происходите перераспределение ВВП в сторону повышения удельного веса предпринимательских доходов за счет уменьшения доли оплаты труда. При падении относительного размера государственного долга доля заработной платы начинает повышаться, а предпринимательских доходов – снижаться, однако при достижении государственным долгом начального уровня часть валовой прибыли достигает большего значения, а часть заработной платы – меньшего в сравнении с базовым периодом [26, c.26].
Еще одной из категорий распределения ВВП являются налоги. При значительных объемах государственных займов, особенно на этапе обслуживания и возврата долгов, государство вынуждено повышать налоговые ставки с целью мобилизации ресурсов для обслуживания долга, что соответственно снижает заработную плату и предпринимательские доходы. В Украине данный феномен не оправдывается, так как нетто – погашение долга происходит в основном за сет рационализации расходов бюджета, а не повышения налогов [27, c.69].
Данные касательно распределения ВВП в 2002 – 2005 годах обобщены в таблице 3. Рассмотрим их колебания в общей структуре ВВП под влиянием государственных займов.
Таблица 7 Структура распределения ВВП и удельный вес государственного долга в структуре ВВП, %
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
ВВП |
100 |
100 |
100 |
100 |
Оплата труда наемных рабочих |
42,3 |
42,3 |
45,7 |
45,3 |
Налоги за исключением субсидий на производство и импорт |
16,8 |
13,4 |
12,2 |
12,1 |
Валовая прибыль, смешанный доход |
40,9 |
44,3 |
42,1 |
42,6 |
Государственный долг |
45,3 |
36,5 |
33,5 |
28,6 |
График 3
Приведенные данные можно проинтерпретировать следующим образом.
В краткосрочной перспективе влияние государственного долга на распределение ВВП почти не наблюдается. В долгосрочной перспективе при увеличении долговых обязательств государства происходит перераспределение ресурсов между факторами труда и капитала. К тому же следует отметить, что при уменьшении удельного веса государственного долга показатель оплаты труда достигает уровня ниже начального, что же касается валовой прибыли, то ее удельный вес значительно увеличивается в структуре ВВП. Такую динамику, кроме приведенных выше объяснении, можно также объяснить большой чувствительностью показателя прибыли к ставке налогообложения из-за большого удельного веса налогов в прибыли предприятий, чем населения. Как видим, при умеренных займах долговое финансирование государственных расходов приводит к уменьшению налогообложения, ослабляя тем самым налоговое давление на экономику [28, c.88].
Все вышеопределенное свидетельствует о том, что последствия государственных займов неодинаковые в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В момент привлечения займов экономику чувствует определенное облегчение, увеличиваются предпринимательские доходы и доходы граждан, временно снижается налоговое давление.
Но в долгосрочной перспективе значительные государственные займы приводят к снижению уровня потребления на душу населения, необходимости в повышении налоговых поступлений для покрытия расходов на обслуживание государственного долга и его погашение [22, с.17-22].
В последнее время в проблеме моделирования государственного долга страны наиболее употребимыми оказались модели, основанные на разнообразных уравнениях. Наиболее перспективными с методологической и теоретической точек зрения являются модели, разработанные Е. Балацким, поскольку в них учитываются практически все наиболее важные компоненты бюджетного дефицита и статьи их покрытия. Кроме того, в работе приведен достаточно детальный анализ современных подходов к проблеме прогнозирования государственного долга.