Конкурентоспособность – это многосторонняя эк. Категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях:
- на уровне конкур-ти товара;
- товаропроизводителя;
- отрасли;
- страны.
Оценка конкур-ти фирмы основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей фирмы. Она призвана определить потенциальные возм-ти фирмы и мероприятия, которые фирма должна провести для обеспечения конкурентных позиций.
Такая оценка должна содержать следующие показатели:
- потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу;
- ассортимент конкурентоспос-й пр-ции, ее объемы и стоимость;
- набор рынков для каждого продукта;
- потребность в средствах на формир- спроса и стимулир-е сбыта;
- перечень мер и приемов, которыми фирма может обеспечить себе преимущество на рынке;
- создание благоприятного представления о фирме у покупателей;
- выпуск высококачественной и надежной продукции;
- постоянное обновление пр-ции;
- добросовестное и четкое выполнение обязательств по сделка в отношении сроков поставок товаров и услуг.
Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии фирмы, ее технической, сбытовой и ассортиментной политики.
В современных условиях к-ть фирмы на рынке является главным критерием эф-ти пр-ва, оценки эф-ти с-мы управления.
В современных условиях конкурентоспособен тот, кто умеет быстро реагировать на изменения обстоятельств, не бояться риска и воспринимать новые технические решения. Выигрывает тот, кто идет в ногу со временем, вровень с техническим прогрессом. Процесс создания и внедрения новшеств в производство сложен.
Он состоит из 3 СТАДИЙ:
1) Стадия исследования и опытно конструкторских работ.
2) Стадия внедрения их результатов в производство, в рамках которой - освоение и доводка новой технологии, производство нового(обновленного) продукта;
3) Стадия, когда продукт выходит на рынок и испытывает судьбу любого из товаров - от первых продаж до насыщения спроса и ухода с рынка.
Менеджер может и не знать технической стороны нововведенческого процесса, но он должен уметь управлять этим процессом, прежде всего, позволив ему быть. Чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо не просто дать изобретателям и новаторам возможность творить. Гораздо важнее дать им возможность делать новые вещи, доводить изобретения и идеи, до коммерчески успешного продукта. Для этого изобретателю или новатору нужна СВОБОДА: право принимать решения и полностью) отвечать за конечные результаты внутри предприятия. И управление в рамках фирмы должно быть направлено на ПООщРЕНИЕ предприимчивости изобретателей и новаторов. Первая забота - КАДРЫ, и не только изобретателей, но и управляюших. Последние должны с пониманием относиться к процессам нововведений. При подборе кадров нельзя допускать культурной несовместимости изобретателей и управляющих, все они должны быть представителями НТП. Нельзя забывать об участии изобретателей и новаторов в деле сбыта продукции. Без творческого ума здесь не обойтись. Риск нововведенческий - риск финансовый. Но есть возможность избежать безвозвратные потери посредством ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ (рисковое) - это не только финансирование рисковых мероприятий, но и особый порядок финансирования - финансируется определенная идея, определенный проект.
Существуют коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации:
1) Хозяйствующее товарищество – объед-е частных предпринимателей, которое в соотв-и с заключ-ным договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут отв-ть по его обяз-вам. Прибыль и убытки распределяются пропорционально долям в складном капитале. Бывает: полным тов-вом и тов-вом на вере. Полное тов-во включает участников, которые несут риск убытков в пределах суммы внесенных вкладов и неучавствуют в осущ-и предпринимательской деятельности.
2) Хозяйствующее общество – это объед-е капиталов, требующее наличие устава и уставного капитала не боле определенного минимума. Участники несут риск утраты суммы своих вкладов. Участники являются единственными собственниками своего имущества. Бывает: АО, ООО, Общ-во с доп. отв-ю.
3) Производственный кооператив – это добровольное объединение граждан совместно производственной и хозяйственной деятельности. Основано на их личном трудовом и ином участии и объединении его членов имущественных паевых взносов.
4) Государственное, муниципальное уитарное предприятие – это орг-я, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, которое неделимо и не распределено по вкладам. Им-во нах-ся в гос. Или муницип. Соб-ти и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Некоммерческие организации:
1) Потребительский кооператив - добровольное объед-е граждан и юр. Лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объед-я его членами имущественных паевых взносов. Доходы предприним. Деят-ти распред-ся между его членами.
2) Общественные и религиозные орг-ции - добровольное объед-я граждан на основе общественных интересов для удовлетворения духовных и иных нематер. Потребностей. В праве осущ-ть предпринимат.деят-ть, соотв-ю их целям. Участники не сохраняют прав н переданное этим орг-ям имущ-во.
3) Фонды – не имеющие членства орг-ции, учрежденные гражданами или юр.лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворит., культурные, образовательные и др. общественно полезные цели . В праве осущ-ть предпринимат.деят-ть ради цели, для которой оно создано.
4) Учреждения - орг-я, созданная собственником для осущ-я управленческих, социально-культурных или иных ф-ций не коммерч.хар-ра, финансируемая им полностью или частично.
5) Ассоциации или союзы - объед-я юр.лиц - не коммерч.орг-ции, созданные коммерческими орг-ями с целью координации их предпр.деят-ти. А также предоставления защиты общих имущественных интересов.
Конфликт – это ситуация, когда отсутствует согласие между двумя или более сторонами.
Типы конфликтов: а) внутриличностный; б) межличностный; в) конфликт личность–группа; г) межгрупповой.
Причины конфликта:
1) распределение ресурсов;
2) различие целей в подразделениях;
3) разные стоящие задачи;
4) различные представления и ценности у работников;
5) различия в манере поведения;
6) разный жизненный опыт;
7) плохие коммуникации.
Структурные методы разрешения конфликтов:
– через разъяснение требований к работе;
– с помощью создания новых координационных и интеграционных механизмов;
– установление общей цели для всех подразделений и организаций;