Распределение должностных обязанностей
При создании фирмы прежде всего необходимо продумать распределение должностных обязанностей менеджеров, рабочих, служащих. Общие хозяйственные задачи, как правило, обширны и сложны. Сферы деятельности в большинстве случаев группируются по функциональному принципу и с учетом этого выделяют отделы производства, сбыта, финансов, управления. Эти сферы деятельности взаимосвязаны, предполагают тесное сотрудничество работников, занятых в них. Поэтому необходимо точно распределить должностные обязанности и установить, кто и какие задачи должен выполнять. Для большей организационной четкости задачи перед работниками фирмы следует ставить в письменном виде, в форме должностных инструкций. Однако одного распределения задач недостаточно. Тот, на кого возлагаются обязанности решать определенные задачи, должен иметь также необходимые условия для их успешного выполнения. Для этого работнику необходимо иметь способности, образование, профессиональные навыки и практический опыт.
При определении масштабов управления следует учитывать несколько факторов, имеющих существенное значение. Наряду со степенью сложности, характером выполняемой работы необходимо учитывать субъективные возможности менеджера, его способности сотрудничать с коллективом. Менеджер может уменьшить время, необходимое для управления и контроля путем:
? делегирования полномочий по выполнению определенных задач;
? составления четкого и краткого плана;
? разработки приемов и методов эффективной организации трудового процесса;
? использования контрольно-проверочных нормативов.
Управление посредством делегирования полномочий
Идея системы проста – речь идет о представлении работникам определенной свободы действий в рамках данного задания и периодического контроля. Суть делегирования состоит в том, что руководитель предоставляет подчиненным свободу действий в решении тех или иных вопросов, специальных заданий, т.е. передает им часть своих полномочий, при этом всю ответственность продолжает нести этот руководитель.
Обычно делегируются: специализированная деятельность, рутинная работа, частные вопросы деятельности, подготовительные работы (проекты и т.п.).
Не подлежат делегированию: постановка целей, принятие решений по выработке политики предприятия, контроль результатов и т.п., руководство сотрудниками, задачи особой важности, задачи высокой степени риска, необычные, исключительные дела, актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки.
Достоинство делегирования полномочий заключается, прежде всего, в том, что оно способствует формированию в коллективе атмосферы творческого труда. Работник, которому делегированы определенные полномочия, получает самостоятельный участок и отвечает перед своим руководителем за него, что само по себе является мобилизующим фактором. В таком трудовом процессе можно выявить и подготовить умелых менеджеров. Работник, которому делегированы полномочия, получает реальную возможность в полной мере проявить свои профессиональные и организаторские способности, приобрести определенные навыки, необходимые для руководителя. А также делегирование полномочий удовлетворяет потребность работников в свободе действий, благотворно сказывается на увеличении их творческого потенциала. Доверие и привлекательная работа вызывают положительные эмоции, способствующие высокой работоспособности.
Демократизация управления - отличительная черта современного мен-та.
Демократия в экономике - развитие сотрудничества между руководителями и персоналом.
Формы демократии следующие:
1.Право работников на участие в управлении предприятием в ходе принятия решений (инвестиционные сбытовые, производственные, программные). Это наиболее сильная возможность оказывать влияние.
2.Право работников на участие принятия решений по хоз.-трудовым вопросам, вопросам управления и социальной политики.
3.Право работников в области информации, обсуждения и обоснования решений.
4.Реализация дем. принципов управления вместо иерархических стилей руководства.
5.Учет социальных, кадровых последствий планируемых решений.
Системы “участия в управлении” в Японии функционируют на всех уровнях национальной экономики:
1.На уровне рабочего места, участка, цеха - в виде кружков качества и автономных бригад.
2.На уровне предприятий - в виде производственных комитетов, включающих представителей персонала и администрации, а также “рабочих-директоров”.
3.На уровне отраслей, где действуют отраслевые консультативные комитеты, состоящие из представителей профсоюзов и руководителей.
4.На уровне национальной экономики, в масштабах которой существует ряд правительственных консультативных советов труда и капитала.
В Европе законодательно закреплено участие рабочих в управлении в Нидерландах, Франции, Германии. В Германии в 50-х годах принят ряд законов об обязательном участии рабочих в советах директоров с правом голоса.
Отличие М. в России от зарубежного в плане демократизации управления состоит в следующем: в США и Зап. Европе - умеренное привлечение работников к управлению. В Японии - активное привлечение работников к управлению. Россия - очень слабое привлечение к управлению. Отсюда выводы: высокая конкурентоспособность японских фирм, японские менеджеры считают, что потенциал фирмы - мастерство работников.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей.
Цель страт. планир-я – дать обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.
Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск- это историческая и экономическая категория.
Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный, нулевой, положительный.
Страхование рисков
Страхование рисков включает:
· производственные риски (связанные с временной остановкой производства из-за аварий, забастовок, военных действий и т.п.)
· строительные риски - в качестве ущерба оценивается потеря доходов, появление дополнительных расходов, связанных с наступлением страхового случая (отличие от имущественного страхования)
· коммерческие риски - связанные с возникновением убытков или сокращения прибыли страхователя из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры, нарушения условий договора покупателем