3. Исполнение-осуществление исследований и разработок, реализация плана.
4.Руководство-контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.
По своему назначению бизнес-план инновационного проекта представляет собой заявку на участие в инновационной программе (далее - Программа) содержащую описание научно-технической продукции (НТП) план ее создания и коммерческой реализации экономические расчеты, обосновывающие целесообразность финансирования представляемого проекта.
Сведения, приведенные в бизнес-плане проекта, служат основой для принятия решения о включении проекта в Программу.
Бизнес-план предусматривает представление заявителем ряда дополнительных документов раскрывающих степень проработки разделов и достоверность приводимых сведений.
Следует иметь в виду, что при первичном анализе бизнес-план проверяется на соответствие проекта следующим требованиям:
- соответствие целям и задачам Программы (по тематике назначению научно-технической продукции и др.);
- соответствие срокам реализации Программы (срок реализации проекта не должен превышать установленных сроков реализации Программы.);
- соответствие правильности и полноты его заполнения.
В случае включения представленного проекта в Программу сведения, приведенные в бизнес-плане, должны быть использованы в техническом задании и в договоре на выполнение проекта.
Бизнес-план инновационного проекта содержит 40 полей, объединенных в семь разделов.
Общие сведения о заявителе.
Описание продукции.
Оценка рынков сбыта. Конкуренция на рынке. Стратегия маркетинга.
Организационный план производства НТП.
Правовая охрана.
Финансовый план.
Приложения.
При заполнении бизнес-плана для конкретного проекта может возникнуть необходимость сокращения или расширения информации, приводимой в отдельных полях иной формы или иной структуры ее представления. Кроме того, нормативная база, особенно налоговая, постоянно изменяется, поэтому при составлении конкретного бизнес-плана целесообразно привлекать специалистов, знающих законодательство в области охраны интеллектуальной собственности, лицензирования, налогообложения, в том числе с учетом региональных особенностей.
Менеджмент - процесс планирования, организации, мотивации и контроля для достижения определенных целей. Важнейшие функции управленческого труда следующие: 1)планирование - представляет собой постановку целей и разработку путей их достижения; 2)организация - функция управления, включающая вопросы разделения и кооперации труда. В том числе создание организационных структур, делегирование полномочий, организация взаимодействий. 3)мотивация - стимулирование - это побуждение работников к эффективному достижению целей; 4)контроль - проверка полученных результатов
Методы управления являются инструментом взаимодействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Существует 3 вида методов управления: 1)командный; 2)экономический; 3)социально-психологический.
1)Метод командный. При командном методе управления - отношения субъекта и объекта - власти и подчинения. Используемые механизмы:
- Административные: приказ, распоряжение, указание. Нормативные: закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения.
- Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху.
- Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.
2)Метод экономический. Отношения субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные Механизмы: договорной процент отчисляемой прибыли, договорная цена продукта, договорная зарплата, материальные санкции, предусмотренные договором.
3)Социально-психологический метод. Управленческие отношения субъекта и объекта договорные без материальной основы. Механизмы также договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми.
1) Стратегии концентрированного роста.
Типы:
- стратегия усиления позиции на рынке;
- стр-я развития рынка (поиск новых рынков)
- стр-я развития продукта (рост за счет произв-ва нового пр-та и его реализация на существующем рынке).
2) Стратегия интегрированного роста (расширение фирмы путем добавления новых структур).
Типы:
- стр-я обратной вертикальной интеграции (рост фирмы за счет усиления контроля над поставщиками и создания дочерних структур, осуществляющих снабжение);
- стр-я вперед идущей вертикальной интеграции (рост фирмы за счет усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем)
3) Стратегия диверсифицированного роста Реализуются, если фирма не может дальше развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли)
Типы:
- стр-я центрированной диверсификации (поиск и исп-е заключенных в сущ-щем бизнесе доп. возм-тей для пр-ва новых продуктов_
- стр-я горизонтальной диверсификации (поиск возм-тей роста на сущ-щем рынке за счет новой пр-ции, требующей новой технологии изготовления, отличной от используемой)
- стр-я конгломеративной диверсификации (расширение за счет произв-ва технологически не связ-х с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках)
4) Стратегия сокращения (сокращение функций организаций, объёмов производства, продаж, персонала, финансов, аппарата и т.д.)
Типы:
- стр-я ликвидации (когда невозможно вести дальнейший бизнес)
- стр-я «сбора урожая» (отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу получения max доходов в краткосрочной перспективе)
- стр-я сокращ-я (закрытие или продажа одного из своих подразделений для долгосрочного изменения границ ведения бизнеса)
- стр-я сокращ-я расходов ( поиск возможностей уменьшения издержек).
Конкуренция – одна из главных черт рыночной формы хозяйствования. Она, выражаясь через конкурентоспособность, обеспечивает разработку и создание конкурентоспос-х товаров и услуг.
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских, стоимостных, эксплуатационных характеристик товара, хар-щих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товароаналогов.
Конкурентоспособность означает соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим хар-кам, но и по коммерческим или иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, сервис, реклама и т.д.)