Рисунок 1.3 – Зависимость планирования потребностей в персонале от всех его функций.
Планирование персонала осуществляется одновременно с каждым видом планирования, так как каждый вид деятельности должен быть обеспечен человеческими ресурсами. Схема увязки основных планов организации приведена на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 – Схема увязки основных планов организации
Планирование персонала должно обеспечить долгосрочное выполнение задач предприятия и, в то же время, не допускать переизбытка персонала, ведущего к излишним расходам [17].
Планирование персонала представляет четырехэтапный процесс:
1) оценка имеющихся трудовых ресурсов;
2) планирование будущих потребностей в кадрах;
3) оценка будущих потребностей в кадрах;
4) разработка проекта удовлетворения будущих потребностей в кадрах.
Цель данного планирования – правильно организовать работу с персоналом на длительную перспективу. Планирование потребности в персонале базируется на предпосылках, позволяющих делать предположения относительно будущего. Цель прогноза – разработать эти основные предпосылки. При разработке плана потребности в персонале, потребуется три вида прогнозов:
· для разработки требований к персоналу:
· для поиска кандидатов со стороны;
· для поиска кандидатов внутри организации.
Определяя потребность в персонале, служба управления персоналом должна учитывать:
· потребность в замещении персонала по годам в связи с уходом на пенсию, увольнением, переходом на инвалидность и т.д.;
· потребность в снижении численности персонала вследствие рационализации или сокращения объемов производства, простоев, неплатежей и т.д.;
· потребность в расширении численности персонала в связи с расширением производства, с развитием предпринимательской деятельности и т.д. [39].
При расчете потребности в кадрах используют различные коэффициенты, например, коэффициент текучести кадров (F):
Коэффициент невыходов на работу (К):
(2)
Выделяют текущую потребность в рабочей силе – потребность, которая существует сегодня, и долгосрочную, которая появится спустя некоторое время.
В основе планирования потребности в персонале лежит план рабочих мест, при составлении которого целесообразно выяснить по каждому рабочему месту:
· какие знания необходимы работнику;
· какие способности необходимы на этом рабочем месте;
· какой стиль поведения потребуется от работника.
В организации должен составляться прогноз как ожидаемого оттока персонала, так и его притока [42].
Прогноз оттока персонала основывается на учете следующих причин: уход на пенсию, инвалидность, увольнение по собственному желанию, переход на обучение, призыв в армию, уход в отпуск по беременности и родам и т.д.
Для разработки оттока персонала используются разные коэффициенты и, в частности, коэффициент текучести кадров.
В практике планирования потребности в персонале используются различные методы, такие как экономико-математические, экспертные, сравнения и прямые расчеты. Использование того или иного метода зависит от масштабов организации, поставленных задач и наличия достаточной информации.
Регрессионный анализ предполагает установление линейной зависимости между численностью персонала и влияющими на нее факторами.
Общая формула выглядит следующим образом:
Tn = α + b * χ (3)
где:Tn – трудоемкость работ;
α – постоянная величина;
b – коэффициент регрессии;
χ – влияющий фактор.
Математический аппарат регрессионного анализа подробно рассматривается в учебной и научной литературе по статистике, и поэтому в данной работе не приводится.
Корреляционный анализ устанавливает тесноту связи между несколькими параметрами. Это может быть зависимость, определяющая тесноту связи одного или нескольких параметров с другими параметрами, значительное которых на численность персонала установлено.
Теснота связи между параметрами выражается коэффициентами корреляции. Взаимосвязь тем выше, чем выше коэффициент корреляции [20].
Для расчета коэффициента корреляции используется следующая зависимость:
(4)
где: mi, pi – значения соответствующих параметров (между которыми устанавливается теснота связи) по i-му измерению;
mср, pср – средние арифметические значения соответствующих параметров;
n – количество измерений параметров m и p (например, количество календарных периодов времени, в течение которых производится учет значений параметров).
Математический аппарат корреляционного анализа (как и регрессивного) подробно проработан в учебной и научной литературе по статистике,
Метод экспертных оценок, производимый с использованием опыта специалистов и руководителей, подразделяется на:
· простую оценку;
· расширенную оценку, включающую как однородную, так и многократную экспертную оценку.
При простой оценке потребность в персонале оценивается руководителем соответствующей службы. Метод не требует каких-либо существенных затрат; его недостаток состоит в том, что эта оценка достаточно субъективна.
Расширенная экспертная оценка проводится группой компетентных работников (экспертов). В зависимости от характера опроса различают однократную и многократную экспертные оценки.
В процессе однократной экспертной оценки планируемая потребность в персонале оценивается каждым членом экспертной группы в отдельности и затем согласовываются всеми ее членами. Недостаток метода: при определенных обстоятельствах групповая оценка может быть искажена под воздействием более авторитетного члена группы экспертов [35].
С целью обеспечения объективности групповой оценки проводится многократная экспертная оценка, известная в практике как метод Дельфи. Суть ее в том, что первичная экспертная оценка в персонале обобщается и доводится до сведения всех членов группы. Обобщенный результат второй экспертной оценки закладывается в прогноз потребности персонала на предстоящий период.
Потребности в кадрах формируются по трем основным направлениям:
· потребность в кадрах на планируемый объем производства или услуг (в условиях заданной или меняющейся технологии) с учетом имеющейся численности работающих;
· покрытие предполагаемого (планового) выбытия персонала;
· покрытие внепланового выбытия персонала.
К плановому выбытию персонала относится:
· сокращение численности работников в связи с уменьшением объемов производства или услуг;
· направление сотрудников в длительную командировку (на обучение, стажировку и т.п.);
· сложность и комплексность задач по управлению персоналом (стратегическое планирование, организация обучения и т.п.);
· техническое обеспечение управленческого труда и др.