Однако, как было указано выше, ключевым элементом системы поиска, отбора и найма персонала являются концептуальные подходы, принципы подбора, а также формы его обеспечения, или, другими словами, процесс поиска, отбора и найма персонала.
Существуют различные точки зрения на состав и количество элементов процесса поиска, отбора и найма персонала [5, 6, 9, 14, 44] Авторы рассматривают процесс удовлетворения потребности организации в персонале и как набор отдельных элементов, и как комплекс взаимосвязанных мер. При этом в каждой из рассмотренных нами работ вышеуказанных авторов варьируется степень глубины анализа изучаемого нами вопроса.
Так, например, В.Р. Веснин рассматривает только процесс отбора кандидатов и изучения их соответствия функциональным обязанностям по конкретной должности, в который он включает следующие элементы:
1) первичное знакомство с претендентами;
2) сбор и обработку информации о них по определенной системе;
3) оценку качеств и составление достоверных «портретов»;
4) сопоставление фактических качеств претендентов и требований должности;
5) сравнение кандидатов на одни должности и выбор наиболее подходящих;
6) назначение или утверждение кандидатов в должности, заключение с ними трудового договора;
7) проверку эффективности их адаптации и работы в начальный период.
А.П. Егоршин считает, что профессиональный отбор кадров в организации включает в себя следующие этапы:
1) создание кадровой комиссии;
2) формирование требований к рабочим местам;
3) объявление о конкурсе в средствах массовой информации;
4) медицинское обследование здоровья и работоспособности кандидатов;
5) оценку кандидатов на психологическую устойчивость;
6) анализ увлечений и вредных привычек кандидатов;
7) комплексную оценку кандидатов по рейтингу и формирование окончательного списка;
8) заключение кадровой комиссии по выбору кандидатуры на вакантную должность;
9) утверждение в должности, заключение контракта;
10) оформление и сдачу кадровых документов кандидата в отдел кадров.
По мнению того же автора, по результатам перечисленных выше этапов линейный руководитель (в малых и средних организациях) или менеджер по найму (в крупных) принимает окончательное решение о принятии на работу.
С.К. Мордовин в своей книге «Управление человеческими ресурсами» выделает 6 основных элементов системы поиска, отбора и найма персонала и рассматривает их как этапы отбора персонала
1) оформление анкетных и автобиографических данных;
2) анализ рекомендаций и послужного списка;
3) проведение собеседования;
4) проведение освидетельствования на профессиональную пригодность, включая деловые и личностные качества;
5) медицинский контроль;
6) анализ решения и подготовка материалов для найма.
Точки зрения на этот вопрос других рассмотренных нами авторов также схожи и варьируются в зависимости от глубины изучения вопроса.
Кроме того, ряд авторов считают неотъемлемыми элементами системы обеспечения персоналом организации такие элементы, как определение качественной и количественной потребности в персонале (в том числе анализ работ) и адаптация нового сотрудника на рабочем месте или введение в должность.
Опираясь на труды рассмотренных авторов, мы разработали наиболее комплексный, на наш взгляд, перечень элементов системы поиска, отбора и найма персонала
1) планирование персонала (расчет качественной и количественной потребности в персонале);
2) анализ работы и формирование требований к кандидатам;
3) поиск персонала;
4) отбор персонала;
5) определение профессиональной пригодности;
6) анализ результатов отбора и принятие окончательного решения;
7) прием нового сотрудника и его профессиональная адаптация.
На наш взгляд, предложенная классификация наиболее комплексно отражает сущность системы поиска, отбора и найма персонала, т.к. она охватывает не только процесс отбора кандидатов на вакантную должность, но и учитывает такие важные элементы как процедура планирования персонала, анализ работы и адаптация нового сотрудника.
В процессе подбора персонала, в зависимости от размера организации, работодателем должны быть приняты следующие основные решения [7]:
· сколько дополнительно работников потребуется организации;
· где организация планирует искать требуемых работников;
· какие специальные квалификации и опыт действительно необходимы;
· каким образом организация планирует распространять информацию о вакансиях;
· как планируется оценивать эффективность работы по подбору персонала.
Нередко в компаниях с современным менеджментом соответствующие рекомендации содержатся в политике, утвержденной руководством
Планирование персонала – это система комплексных решений (рис. 1.2), позволяющая [38]:
· подбирать людей, способных решать поставленные задачи и ставить новые;
· обеспечивать необходимый уровень квалификации работников;
· обеспечивать максимально возможное активное участие работников в деятельности организации.
Рисунок 1.2 – Схема составных частей планирования персонала
При планировании персонала используются [33]:
· ключевые результаты коммерческой деятельности;
· результаты функциональной деятельности – количество и качество продукции;
· качество работ, услуг, использование техники и т.д.;
· результаты в виде характеристик развития личности;
· уровень квалификации кадров;
· уровень профессионального опыта;
· уровень здоровья работника: физического и психического;
· уровень мотивированности работника.
Развитие персонала неразрывно связано с общей системой планирования организации. При этом планирование персонала должно быть объединено внешне и внутренне. Внешне оно должно быть объединено с основными планами организации [20]. Например, изменения в организации предприятия (открывающиеся новые заводы, постройка нового корпуса больницы или уменьшение объема работ из-за неминуемого спада) имеют значение при укомплектовании персоналом. Внутренне планирование штата должно быть скоординировано с планированием персонала для выполнения таких функций как поиск, отбор, найм, обучение, анализ работы и развитие. Например, нанимая 50 новых служащих, их нужно обучить, и затраты на это должны быть включены в бюджет. Зависимость потребностей в персонале от всех его функций представлена на рисунке 1.3.
В целом система планирования деятельности организации и включает планирование в следующей последовательности [35]:
· трудовых ресурсов;
· сбыта;
· производства;
· организационного развития;
· технического развития;
· финансов;
· капитальных вложений и т.д.