Знак указывает на положительное либо отрицательное воздействие фактора. Влияние фактора оценивалось по 5-ти бальной шкале.
1 – влияние данного фактора на систему очень слабое;
2 – влияние просто слабое;
3 – влияние существенное;
4 – влияние значительное;
5 – влияние очень сильное.
Промежуточные значения соответствуют определённой градации между уровнями.
Важность факторов:
0 – фактор не влияет никак;
0 – 0.10 – важность фактора очень слабая;
0.10 – 0.20 – важность фактора слабая;
0.20 – 0.30 – важность фактора существенная;
0.30 – 0.40 – важность фактора значительная;
0.40 – 0.50 – важность фактора сильная;
выше 0.50 – важность фактора очень сильная.
Вывод: основными факторами, оказывающими благоприятное влияние на компанию являются:
1) Быстрый рост рынка платных медицинских услуг;
2) Рост доходов населения;
3) Рост численности среднего класса;
4) Развитие информационных технологий.
Самыми неблагоприятными факторами являются:
1) Доверие к государственной медицине;
2) Увеличение финансирования муниципальных больниц.
SWOT-анализ позволяет нам обобщить и описать текущее положение компании, он предполагает описание сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз окружающей среды организации. (табл. 2)
К сильным сторонам компании относится:
1. Независимость от процесса лечения – это позволяет легче обосновать качество предоставляемых услуг и занять свою нишу на рынке медицинских услуг.
2. Высокотехнологичное оборудование – обеспечивает высокую производительность труда, оперативность и гарантированное качество проводимых медицинских исследований.
3. Широкий спектр проводимых исследований – дает уникальное конкурентное преимущество по сравнению с частными медицинскими центрами и, одновременно, обеспечивает спрос на услуги.
4. Квалифицированный персонал – обеспечивает выполнение работ на имеющемся оборудовании.
5. Удобное расположение в центре города и наличие дополнительного медицинского офиса – улучшает географическую доступность, что является более удобным для потребителя.
6. Доля рынка 40-45% - позволяет устанавливать определенные «правила игры» на рынке и затрудняет вход новых конкурентов на рынок.
7. Используется единый бренд компании имеющей отличную деловую репутацию и множество сертификатов, дипломов и свидетельств подтверждающих качество медицинских услуг.
8. Сотрудничество с более крупной лабораторией в Москве позволяет предлагать больший спектр исследований.
9. Отсутствие посредников при обращении пациента в компанию позволяет выполнять медицинские анализы в кротчайшие сроки.
10. Высокая производительность нового оборудования позволяет значительно увеличить объем проводимых анализов.
11. Удобный для клиентов график работы.
12. Наработанные технологии проведения лабораторных исследований. Головной московский офис предоставляет готовые технологии проведения медицинских анализов, что позволяет свести к минимуму дополнительные производственные издержки.
13. Достаточные для развития финансовые возможности, которые обеспечиваются собственными средствами за счет высоких объемов продаж и заемными средствами партнеров банков.
К слабым сторонам компании относится:
1. Слабая развитость филиальной сети. Для потребителей это снижает географическую доступность. Для компании – это ограничивает способность обслуживать больше клиентов, так как существующие помещения не позволяют принять больше клиентов, чем принимается в настоящее время и ведет к образованию очереди в медицинском офисе, что увеличивает время ожидания для клиентов и снижает качество сервиса.
2. Открытие новых медицинских офисов происходит медленно, что ограничивает возможности роста компании.
3. Вспомогательные процессы (процесс управления, планирования и контроля, ведения документации и т.д.) не регламентированы и не стандартизированы, что затрудняет обмен информацией в компании и взаимодействие между сотрудниками.
4. Новых медицинских сотрудников приходится дополнительно обучать работе на современном высокотехнологичном оборудовании, что ведет к дополнительным затратам на персонал.
5. Существуют проблемы с качеством обслуживания. Администраторы обслуживают пациентов медленнее, чем это возможно и проявляют невнимательность при оформлении заказов и ведении кассы.
6. Происходит постепенный переход с одного названия компании к другому (от медицинского центра «Диагно’Z» к названию ИНВИТРО), что снижает узнаваемость в глазах потребителя.
К возможностям компании относится:
1. Развитие рынка частных медицинских услуг. Рынок частных медицинских услуг в настоящее время активно развивается и это дает большие возможности по увеличению объемов выполняемых медицинских исследований.
2. Стереотипы о низком качестве обслуживания в муниципальных больницах и возможном «подтасовывании» результатов обследований в частных медицинских центрах позволяют выгодно позиционировать себя на рынке.
3. Рост благосостояния населения, и, следовательно, увеличение количества человек, которые могут позволить себе услуги частной медицины также дает возможности для развития компании.
4. Из-за сложности технологического процесса и дороговизны оборудования только небольшое количество частных медицинских центров могут позволить себе собственную лабораторию, что дает возможность развития инсорсинга.
5. Возможность увеличения количества клиентов благодаря активной пропаганде здорового образа жизни Правительством РФ.
К угрозам компании относится:
1. Наличие на рынке крупных конкурентов обостряет соперничество в отрасли.
2. Компании конкуренты активно развиваются и улучшают качество сервиса, что может повлечь за собой потерю существующих клиентов и, следовательно, потерю доли рынка.
3. Дефицит медицинского персонала на рынке труда затрудняет поиск новых сотрудников для открывающихся медицинских офисов.
4. Развитие лабораторной базы муниципальных больниц дополнительно обостряет конкуренцию.
5. Велика вероятность судебных преследований в случае некачественного выполнения работ.
6. Возможно лишение, либо неполучение очередной лицензии на право деятельности из-за бюрократических барьеров.
7. Регулярные проверки контролирующих органов повышают вероятность обнаружения возможных нарушений, что может повлечь наложение штрафов, приостановку или отзыв лицензии и т.д.
8. У покупателя нет издержек переключения на другую компанию-конкурента, что повышает вероятность потери клиентов.
9. При высоких ценах на проведение медицинских исследований медицинские центры могут сами начать выполнять ряд исследований.
Проведенный SWOT-анализ выявил, что компания занимает на рынке уверенные позиции, располагая современными технологиями производства и достаточными для развития финансовыми возможностями за счет заемных средств и растущей прибыли. Но, в то же время, темпы роста компании меньше, чем темпы роста рынка, что ведет к уменьшению доли рынка компании. В свою очередь, прямой конкурент ИНВИТРО, открывая дополнительные филиалы, улучшает географическую доступность для клиентов, что ведет к росту его доли рынка.