Соотношение судебных и внесудебных процедур банкротства (несостоятельности)
В зарубежных странах достаточно широко применяются внесудебные процедуры несостоятельности, осуществляемые по инициативе как должников, так и кредиторов.
В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия – достаточно мягкие, добровольные формы. В Законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования [4].
Таблица 2
Функции и полномочия Государственных органов по банкротству
Наименование функций и полномочий Государственного органа по делам о банкротстве | Великобритания | США | Швеция | Россия |
1. Государственный орган по банкротству и государственная политика в этой сфере | ||||
Государственный контроль исполнения законодательства о банкротстве |
+ |
+ |
+ |
+ |
Разработка законодательства по банкротству и право законодательной инициативы |
+ |
+ | ||
Разработка рекомендаций правительству страны относительно государственной политики в сфере несостоятельности |
+ |
+ |
+ | |
Предоставление разъяснений по вопросам применения законодательства о банкротстве |
+ |
+ |
+ | |
Анализ и предоставление правительству статистической информации по делам о несостоятельности |
+ |
+ | ||
Сбор и анализ результатов осуществления конкретных решений по делам о банкротстве и разработка рекомендаций правительству, судам и специалистам по банкротству |
+ |
+ |
+ | |
Консультирование государственных служащих, судей, юристов и специалистов по банкротству |
+ |
+ |
+ | |
2. Государственный орган по банкротству и несостоятельные предприятия | ||||
Получение любой информации о неблагополучных в финансовом отношении предприятиях, в том числе с правом свободного входа на такие предприятия |
+ |
+ | ||
Предъявление обязательных для исполнения требований о проведении аудиторской проверки должника, а также о проведении оценки стоимости активов |
+ |
+ |
+ | |
Ведение реестра юридических лиц, подлежащих учету в соответствии с законодательством о банкротстве |
+ |
+ |
+ |
+ |
Предупреждение неправомерных действий при банкротстве, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства |
+ |
+ |
+ |
+ |
Выявление неправомерных действий управляющих (менеджеров) любых действующих предприятий |
+ |
+ |
+ | |
Предъявление менеджеру должника требований об устранении нарушений законодательства о банкротстве |
+ |
+ |
+ |
+ |
Направление в суд ходатайства о дисквалификации менеджера должника |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. Государственный орган по банкротству и процедуры несостоятельности | ||||
Обращение в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в случаях, предусмотренных законом |
+ |
+ |
+ | |
Экспертиза дел о банкротстве (несостоятельности) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Обеспечение реализации процедуры банкротства предприятия с недостаточными средствами для осуществления ликвидационных процедур (отсутствующего должника) |
+ |
+ |
+ | |
Защита интересов больших групп мелких кредиторов при осуществлении процедур банкротства |
+ |
+ |
+ | |
Обеспечение выплат задолженности по зарплате и выходным пособиям сотрудника в случае несостоятельности и нехватки конкурсной массы |
+ | |||
4. Государственный орган по банкротству и специалисты по несостоятельности | ||||
Организация системы подготовки специалистов по банкротству |
+ |
+ | ||
Утверждение требований к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере антикризисного управления |
+ |
+ |
+ |
+ |
Организация контроля деятельности арбитражных и конкурсных управляющих |
+ |
+ |
+ | |
Лицензирование деятельности специалистов по банкротству в качестве арбитражных управляющих |
+ |
+ |
+ | |
Контроль соблюдения профессиональных и этических стандартов деятельности специалистов по банкротству |
+ |
+ |
+ | |
Разработка и контроль соблюдения шкалы и правил вознаграждения арбитражных и конкурсных управляющих |
+ |
+ |
+ |