Можно выделить несколько часто встречающихся функций и полномочий государственных органов по банкротству зарубежных стран (рис. 4).
Как правило, компетенция и функции государственных органов по банкротству установлены законом. Вместе с тем, государственные органы по банкротству многих стран имеют свои специфические особенности. Так, государственные органы по банкротству стран Европейского Союза обладают полномочиями подавать в Суд ЕС запросы относительно постановлений Суда о толковании положений Европейской Конвенции по банкротству.
В Австралии государственным органом по банкротству является государственная Комиссия по корпоративным делам, которая имеет полномочия [124]:
à анализировать финансовое состояние предприятий, подвергаемых процедурам несостоятельности,
à обеспечивать, адекватность информации о должнике,
à делать заключения о мере ответственности директоров должника за доведение предприятия до банкротства,
à дисквалифицировать виновных директоров самостоятельно, либо ходатайствовать о такой дисквалификации в суд".
Рис. 4. Функции органов по банкротству в зарубежных странах
В Великобритании роль Государственного органа по банкротству выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему Министерства торговли и промышленности и насчитывающая 1800 постоянных сотрудников [97]. Функции этой Служба таковы:
à лицензирование специалистов по банкротству, контроль за процессом выдачи лицензий специалистам по банкротству и за соответствием деятельности арбитражных и конкурсных управляющих профессионально-этическому кодексу и законодательству о банкротстве;
à получение статистических данных от судов и от назначенных арбитражных и конкурсных управляющих для составления базы данных не только по количеству и отраслевой принадлежности банкротств, но также по результатам решения дел о банкротстве с тем, чтобы решения, которые будут приниматься в будущем, были лучше обоснованы и подкреплены соответствующей информацией;
à осуществление функций конкурсного управляющего в случае нехватки активов подвергаемого процедуре банкротства предприятия для оплаты конкурсного управляющего из числа независимых профессионалов;
à выявление вероятных причин банкротства должника и понесения им убытков;
à выявление причин незаявления о банкротстве директорами должника, как только стало ясно, что спасение бизнеса невозможно;
à проверка документации любой компании в случае поступления жалоб от клиентов, партнеров или общественности;
à предписание неблагополучным компаниям пройти аудиторскую проверку и назначение определенных аудиторов за счет компании;
à добиваться ликвидации любой компании в случае, если Служба несостоятельности пришла к выводу, что это соответствует интересам общества; на такие случаи приходится примерно 1% всех банкротств в Великобритании (несколько сот в год);
à после каждого случая банкротства затребовать и получать от конкурсного управляющего отчет о деятельности – прежних руководителей предприятия-должника; в случае выявления злоупотреблений и злостной некомпетентности обращаться в суд о дисквалификации такого директора на срок до 15 лет;
à возбуждать в судах дела о судебном преследовании должников [97].
В Канаде существует специализированный государственный орган по делам о банкротстве, подчиненный Правительству страны и именуемый "Институтом суперинтендантов по несостоятельности". В компетенцию этого органа входит:
à законодательная инициатива по вопросам несостоятельности;
à обобщение опыта и практики банкротств в стране;
à разработка и контроль соблюдения единого профессионального стандарта арбитражных и конкурсных управляющих;
à лицензирование, контроль деятельности и отзыв лицензий у специалистов по банкротству;
à возбуждение дел о банкротстве в судах" [97].
Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в Соединенных Штатах Америки. С 1934 г. роль государственного органа по банкротству стала выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США. С 1938 г. ее функции, зафиксированные в Законе о банкротстве, были таковы:
à выступать в качестве эксперта-консультанта судов по банкротству;
à быть стороной в судопроизводстве по делам о банкротстве с правом давать обязательные заключения по планам реорганизации несостоятельных предприятий;
à рекомендовать судам по банкротству кандидатуры независимых внешних управляющих.
В реформированном в 1978 г. американском Законе о банкротстве у КБЦБ есть три функции:
à выступать в суде и быть заслушанной по любому вопросу дела о банкротстве, в частности, по поводу назначения конкурсного управляющего, назначения комиссий кредиторов и акционеров, уровня оплаты конкурсных управляющих, использования, продажи и аренды собственности;
à контролировать и обеспечивать адекватность, заявления предприятия-должника о своем финансовом состоянии и наличии активов;
à возражать против утверждения судом плана реорганизации по мотивам злоупотреблений со стороны должника.
В ряде случаев КБЦБ вмешивалась в условия продажи действующих неплатежеспособных предприятий, настаивая и добиваясь других условий продажи. В 1983 г. в дополнение к КБЦБ как к Государственному органу по банкротству в США появились Государственные Федеральные Конкурсные Управляющие, задача которых, среди прочего, состоит в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства [97].
Государственный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности. Полномочия его таковы:
à выработка и контроль осуществления государственной политики в области банкротств;
à консультирование судов, занимающихся процедурами несостоятельности;
à подготовка, лицензирование, консультирование конкурсных управляющих;
à осуществление функций конкурсных управляющих в случае банкротства предприятия с малыми активами;
à консультирование кредиторов при осуществлении процедур банкротства;
à контроль уровня оплаты конкурсных управляющих; доплата за услуги этих специалистов в случае недостатков ресурсов у предприятия-должника;
à контроль соблюдения интересов обеспеченных кредиторов;
à осуществление публикаций о признании предприятий банкротами [97].
Сравнительный анализ функций и полномочий Государственных органов по банкротству некоторых стран приведен в табл. 2.