2. Определение принципов присвоения кредитных рейтингов клиентам компании. Рейтинг присваивается на определенный период, по истечении которого должен пересматриваться, например, раз в месяц.
3. Разработка кредитных условий для каждого кредитного рейтинга, то есть определение: – цены реализации; – времени отсрочки платежа; – максимального размера коммерческого кредита; – системы скидок и штрафов.
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:
– срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
– стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
– система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
– система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
– система предоставляемых скидок.
Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.
Любое предприятие, так или иначе, сталкивается с задачей контроля уровня дебиторской задолженности. Отсутствие действенных инструментов по контролю и возврату дебиторской задолженности существенно повышает риски предприятия по несвоевременному возврату данного вида задолженности.
Располагая многолетним успешным опытом по управлению и взысканию дебиторской задолженности, Консалтинговая группа «Лекс» разработала информационную систему «Управление дебиторской задолженностью».
Данная система обеспечивает возможность постоянной (ежедневной) работы с контрагентами, как исполняющими свои обязательства в установленные договором сроки, так и с недобросовестными должниками.
Основными пользователями программы являются:
– специалисты и руководители отдела сбыта (контроль и востребование дебиторской задолженности, а так же работа по ее взысканию);
– специалисты юридической службы (взыскание проблемных долгов с контрагентов);
– топ менеджмент небольших компаний (анализ причин не возврата долгов, принятие управленческих решений);
– бухгалтерская служба (контроль сроков оплаты дебиторской задолженности, ее востребование и учет).
Рассмотрим возможности и преимущества информационной системы «Управление дебиторской задолженностью».
Информационная система «Управление дебиторской задолженностью»:
– полностью автоматизирует процесс работы с должниками;
– оптимизирует рабочее время сотрудников предприятия, отвечающих за вопросы управления дебиторской задолженностью;
– своевременно обрабатывает историю взаимоотношений с каждым контрагентом,
– устанавливает и контролирует всех занесенных в систему дебиторов, вне зависимости от суммы долга и от сроков платежа;
– позволяет значительно снизить затраты организации на профессиональную юридическую помощь, оказываемую внешними юридическими компаниями;
– контролирует сроки взыскания задолженности, что исключает риски организации, вытекающие из несвоевременного получения денежных средств;
– оптимизирует процесс подготовки документов по взысканию дебиторской задолженности в претензионном и судебном порядке;
– позволяет вести работу по взысканию с должника не только суммы долга, но и штрафных санкции за несвоевременное исполнение обязательств, которые рассчитываются автоматически;
– автоматически формирует отчеты в целях принятия пользователем управленческих решений.
Информационная система «Управление дебиторской задолженностью» предоставляет пользователю возможность работать с:
– перечнем контрагентов организации;
– сведениями по основаниям возникновения задолженности;
– справочной информацией по истории работы с каждым контрагентом;
– автоматизированным алгоритмом действий по востребованию долгов;
– нормативно-правовой базой, регламентирующей порядок взыскания задолженности;
– положениями судебно-арбитражной практики;
– формами процессуальных и иных документов;
– аналитическими отчетами, необходимыми для принятия управленческих решений;
– комментариями и инструкциями ведущих специалистов Консалтинговой группы «Лекс».
Система является профессиональным помощником, который автоматически планирует, учитывает и контролирует деятельность по работе с контрагентами организации. Она проста в установке и эксплуатации, ее применение и использование не требует специального юридического образования, других профессиональных или технических знаний.
Фактически, в одной программе заложено два блока для работы с дебиторской задолженностью: 1) контроллинг оплаты выставленных счетов; 2) помощник востребования проблемной дебиторской задолженности.
В области управления дебиторской задолженностью информационная система «Управление дебиторской задолженностью» позволяет вести анализ выставленных счетов, как оплаченных, так и не оплаченных со стороны контрагентов и представляет собой инструмент для оптимизации работы с дебиторской задолженностью.
При загрузке приложения перед пользователем открывается главная форма – список организаций-дебиторов (с указанием суммы долга, срока платежа), которые ранжированы в зависимости от установленных для них сроков оплаты по следующим группам: 1) «срочные» дебиторы, работа по которым запланирована на текущую дату; 2) дебиторы «средней срочности», которые переходят в разряд «срочных» в ближайшие дни; 3) «несрочные» дебиторы, работа по которым запланирована на более поздний срок.
Система самостоятельно определяет состояние дебиторской задолженности по каждому должнику и «подсказывает» пользователю, когда и какие конкретные действия необходимо осуществить, автоматически демонстрируя именно те сведения, которые требуются для реализации этих действий:
– наименование контрагента;
– основания возникновения задолженности (номер и дата договора, номер и дата счета на оплату);
– сумма долга по договору;
– сумма, оплаченная должником на текущую дату;
– сумма задолженности по состоянию на текущую дату;
– срок оплаты;
– сумма, уплаченная контрагентом добровольно или после определенных действий пользователя (список произведенных должником платежей);
– количество дней просрочки;
– сумма штрафных санкций (рассчитывается автоматически);
– необходимые действия по востребованию задолженности;