Таблица 6 - Влияние научно-технической среды на деятельность организации
Факторы среды |
Важность для отрасли |
Влияние на организации |
Направление влияния |
Степень важности для организации |
Появление «технологических прорывов» |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Удельный вес компьютерных технологий в производстве |
3 |
3 |
+ 1 |
+9 |
Требования к научно-технологическому уровню производства, обеспечивающие конкурентоспособность |
2 |
3 |
+1 |
+6 |
Требования к квалификации кадров |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Как показывают данные таблицы 6, влияние научно - технической среды оказывает положительное влияние на деятельность предприятия.
Появление «технологических прорывов» способствует совершенствованию производственного процесса, равно как и повышение удельного веса компьютерных технологий в производстве.
Повышение требований к научно - технологическому уровню производства обеспечивает повышение конкурентоспособности организации среди конкурентов в отрасли.
Проведем анализ покупателей предприятия, поставщиков, конкурентов.
В процессе анализа выявим угрозы и возможности субъектов операционного окружения и возможные стратегии по отношению к ним.
Дадим анализ структуры покупателей ОАО «Ижевский хлебозавод № 5».
Для этого воспользуемся данными рисунка 2.
Рисунок 2 - Структура потребителей ОАО «Ижевский хлебозавод № 5»
Как показывают данные рисунка 2, среди основных потребителей составляют 48% жители г. Ижевска, 40% - жители Удмуртии, 8% - соседние регионы, 4% - прочие потребители.
Основными потребителями является сеть магазинов г. Ижевска и города республики: Воткинск, Глазов, Сарапул, Можга. А также города других регионов такие как Пермь, Агрыз, Башкирия, Уфа, Краснокамск, Татария.
Дадим анализ основных поставщиков предприятия. Для этого воспользуемся данными таблицы 7.
Таблица 7 - Основные поставщики сырья
Поставщики | |
ЗАО «Ижмолоко» |
ООО «Сарапульская птицефабрика» |
ООО «Айкай» |
ЗАО Сарапульский дрожжевой пивной завод |
ООО «ТД УХК» |
ОАО Увинский маслозавод |
Как показывают данные таблицы 7, поставщиками сырья являются только местные предприятия, а это позволяет судить о зависимости организации от конкретного поставщика.
Дадим анализ конкурентов предприятия на рынке г. Ижевска (таблица 8).
Таблица 8 - Конкуренты предприятия на рынке г. Ижевска
Ассортиментная группа |
Конкуренты |
Конкурентные преимущества |
Недостатки |
Хлебобулочные изделия |
Хлебозавод № 3 |
Широкий рынок сбыта, высокое качество продукции |
Высокие цены |
Торты |
ООО «Лучано» ООО «Торты», «Шоколадная долина» |
Широкий рынок сбыта |
Низкий технологический уровень Высокие цены |
«Прод - экспресс» ЧП Жихарева, Ветошкина |
Широкий ассортимент продукции |
Низкий технологический уровень Высокие цены | |
«ИЭМЗ Купол» «Гостиный двор» |
Более широкая возможность индивидуального подхода |
Низкий технологический уровень Узкий рынок сбыта |
Как показывают данные таблицы 8, на рынке г. Ижевска действует многочисленное число производителей тортов.
По производству хлебобулочных изделий конкурентов практически нет. Таким образом, по данной позиции предприятие конкурирует лишь с хлебозаводом № 3.
Удерживать свои рыночные позиции предприятие должно за счет технологических преимуществ, позволяющих обеспечивать высокое качество продукции.
Кроме того, дополнительные конкурентные преимущества должно обеспечить использование экологически чистых материалов.
3. Анализ внутренней среды организации
Предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру (Приложение).
Достоинством организационной структуры является наличие эффективных вертикальных связей, к слабой стороне организационной структуры следует отнести отсутствие горизонтальных связей.
Возглавляет предприятие генеральный директор, который назначается и утверждается на эту должность решением учредителей.
Генеральный директор подчиняется Совету учредителей предприятия, участвует в проводимых им регулярных совещаниях и отчитывается по всем вопросам, связанным с деятельностью предприятия.
Финансовое состояние предприятий, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия и в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия по функциональному признаку. Анализ соотношения собственных и заемных средств проведем на основе расчета коэффициентов финансовой устойчивости.
Таблица 9- Расчет показателей финансовой устойчивости
Показатель |
Формула расчета показателя по данным отчетности |
Рекомендуемые значения коэффициента, тенденции |
2005 г. |
2006 г. |
Абсолют. изменение, 2006/ 2005 |
1.Коэффициент автономии |
Стр.490 / Стр.700 |
более 0,5 |
0,512 |
0,577 |
0,065 |
2.Коэффициент заемного капитала |
1 минус значение коэффициента автономии |
менее 0,5 |
0,488 |
0,423 |
-0,065 |
3.Коэффициент финансовой зависимости |
(Стр.590 + стр.690 -стр.640 - стр.650) / Стр.490 |
менее 0,7 Превышение означает потерю финансовой устойчивости |
0,896 |
0,680 |
-0,216 |
4.Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
(Стр.490 - стр. 190)/ Стр.290 |
Чем выше показатель (около 0,5), тем лучше финансовое состояние предприятия |
0,25 |
0,33 |
0,08 |
5.Коэффициент маневренности |
(Стр.490 -стр. 190 + стр.5 10) /Стр.490 |
0,2 - 0,5 |
0,34 |
0,40 |
0,05 |