В данном методе возможны ошибки типа «эффекта ореола» или слишком снисходительной или требовательной оценки.
VII Шкала наблюдения за поведением: данный прием использует решающие ситуации для фиксирования поступков, определяющих поведение работника в целом. Отмечается количество случаев, когда работник вел себя тем или иным специфическим образом ранее. Ограничения здесь – это время и материальные затраты, необходимые для разработки шкалы результативности труда.
Чаще всего в фирмах США используется метод графической шкалы рейтинга. Широко применяем и описательный метод, чаще всего как часть графической шкалы рейтинга. Широко распространены анкеты. На другие методы вместе взятые, приходится всего 5% случаев. Метод управления по целям чаще всего используется при оценке труда менеджеров, инженеров и работников, не связанных непосредственно с выпуском продукции.
Работа с персоналом в японских фирмах, прежде всего, опирается на глубокие традиции. Здесь и групповой коллективизм и тяга к совместной трудовой деятельности; подчинение лидеру и старшему по возрасту. Старший по положению (должности) также старше младшего по возрасту и стажу работы. Гармония – превыше всего. Преданность идеалам фирмы. Установление неформальных отношений с подчиненными и рядовыми работниками. Пожизненный наем персонала в крупных компаниях, постоянная ротация персонала со сменой профессий и должностей каждые 3-5 лет.
Оценка персонала осуществляется в основном посредством изучения биографий и личных дел. Предпочтение профессиональным испытаниям – выполнение письменных заданий ( проекта, доклада, делового письма). Устные экзамены в форме собеседования и групповых дискуссий. Анкетный опрос для выяснения способностей, опыта работы, развития личности и желаний. Тестирование знаний и умений. В некоторых фирмах на каждого сотрудника ведется специальный документ, где указывается профессиональная квалификация и ее рост, достижения в области инноваций и качества, внутрифирменная активность и достижение в труде. Этот документ сходен с аттестационной картой, используемой при аттестации в российских фирмах, и служит основанием для определения размера заработка и продвижения по службе[20].
Глава 2Анализ производственно-хозяйственной, финансовой деятельности и состояния процесса деловой оценки персонала в ЗАО «Банк Русский Стандарт»
Банк был зарегистрирован в 1993 году под именем «Агрооптторг». После банковского кризиса 1998 года был выкуплен примерно за 100 тыс. долларов структурами создателя водки «Русский стандарт» Рустама Тарико и переименован в одноименный банк.
С самого начала владельцы банка взяли за основу бизнес-идею и команду не выдержавшего кризиса 98-го года Межкомбанка — ориентацию на розничное кредитование по скоринговым моделям. В создании концепции банка, также как и над концепцией водки «Русский Стандарт», немало и отнюдь не дешево поучаствовали специалисты McKinsey. В банке недолгое время трудились Александр Зурабов из «Менатепа» и покойный Андрей Козлов. Многие выходцы из Межкомбанка также не смогли найти общий язык с господином Тарико и были вынуждены покинуть банк.
Банк Русский Стандарт -.закрытое акционерное общество, является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, входит в единую банковскую систему России и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе.
Высшим органом управления является Собрание акционеров Банка. Всей оперативной деятельностью Банка руководит Председатель Правления Банка, назначенный Советом Директоров.
Совет Директоров выступает работодателем в трудовых взаимоотношениях с сотрудниками Банка. Найм на работу и увольнение производятся на основе контрактной системы. Контракты от лица Совета Директоров заключает Председатель Правления Банка.
Банк уважает в своих сотрудниках личности, рассматривает весь персонал как коллектив личностей и оценивает каждого как неотъемлемую часть этого коллектива, поэтому своими основными задачами в области трудовых взаимоотношений считает:
безусловное соблюдение интересов Банка, а также принципа равных возможностей и приоритетности опыта, квалификации, дисциплинированности и работоспособности сотрудников при их найме на работу или перемещении по службе;
поддержание оплаты труда на конкурентоспособном, по сравнению с аналогичными Банку организациями, уровне;
сохранение духа "единой команды" и атмосферы коллективизма среди сотрудников.
Понимая, что эффективность работы Банка, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от решения вопросов, связанных с отбором персонала, развитием системы управления персоналом и корпоративной культурой Банка, руководство Банка и соответствующие подразделения постоянно работают над созданием и совершенствованием систем отбора, обучения, должностного продвижения, материального стимулирования сотрудников, повышением их мотивации к эффективной деятельности, оптимизацией структуры Банка.
Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов организации позволяет сделать ряд важных выводов, необходимых как для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности, так и для принятия управленческих решений на перспективу.
В общих чертах признаками «хорошего» баланса являются:
- увеличение валюты баланса в конце отчетного периода по сравнению с началом;
- превышение темпов прироста оборотных активов над темпами прироста внеоборотных активов;
- превышение собственного капитала организации над заемным и превышение темпов его роста темпов роста заемного капитала;
- одинаковое соотношение темпов прироста дебиторской и кредиторской задолженности.
В условиях массовой неплатежеспособности и применения ко многим предприятиям процедур банкротства (признания несостоятельности) объективная и точная оценка финансово-экономического состояния приобретает первостепенное значение. Главным критерием такой оценки являются показатели платежеспособности и степень ликвидности предприятия.
Анализ финансовых показателей банка «Русский Стандарт» проведем в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Анализ финансовых показателей банка «Русский Стандарт»
Темпы роста | ||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2005 / 2004 |
2006 / 2005 |
2006 / 2004 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, % | ||||||
Анализ процентной маржи | ||||||
Чистый процентный доход (налогооблагаемый эквивалент)/средняя величина доходных активов |
8,84 |
6,67 |
5,83 |
-24,55% |
-12,59% |
-34,05% |
Чистый процентный спред |
8,54 |
6,34 |
6,29 |
-25,76% |
-0,79% |
-26,35% |
Процентный доход (налогооблагаемый эквивалент)/средняя величина доходных активов |
12,31 |
10,09 |
9,21 |
-18,03% |
-8,72% |
-25,18% |
Процентный доход по ссудам/средний остаток ссудной задолженности |
14,58 |
11,59 |
10,94 |
-20,51% |
-5,61% |
-24,97% |
Процентные расходы/средняя величина процентных обязательств |
3,76 |
3,74 |
2,92 |
-0,53% |
-21,93% |
-22,34% |
Процентные расходы по депозитам /сред. остаток депозитов | ||||||
Анализ доходов | ||||||
Чистый процентный доход/сумма доходов |
62,62 |
54,40 |
72,25 |
-13,13% |
32,81% |
15,38% |
Комиссионный доход/сумма доходов |
17,12 |
9,07 |
15,95 |
-47,02% |
75,85% |
-6,83% |
Доход от спекулятивных операций /сумма доходов |
34,21 |
33,81 |
7,25 |
-1,17% |
-78,56% |
-78,81% |
Непроцентный доход/сумма доходов |
37,38 |
45,60 |
27,75 |
21,99% |
-39,14% |
-25,76% |
Расходы на содержание персонала/сумма доходов |
17,25 |
19,36 |
33,23 |
12,23% |
71,64% |
92,64% |
Непроцентные расходы/сумма доходов |
39,92 |
37,79 |
59,19 |
-5,34% |
56,63% |
48,27% |
Непроцентные расходы/сумма доходов минус доход от роста стоимости вложений |
39,92 |
37,79 |
59,19 |
-5,34% |
56,63% |
48,27% |
Расходы за вычетом амортизации нематериальных активов /сумма доходов |
38,33 |
36,71 |
58,98 |
-4,23% |
60,66% |
53,87% |
Расходы за вычетом всех амортизационных отчислений /сумма доходов |
32,13 |
31,74 |
50,72 |
-1,21% |
59,80% |
57,86% |
Чистый операционный доход до формирования резервов/ сумма доходов |
60,08 |
62,21 |
40,81 |
3,55% |
-34,40% |
-32,07% |
Чистый операционный доход после формирования резервов/ сумма доходов |
43,09 |
49,85 |
67,66 |
15,69% |
35,73% |
57,02% |
Вновь сформированные резервы под возможные потери по ссудам/ сумма доходов |
16,98 |
12,36 |
(26,85) |
-27,21% |
-317,23% |
-258,13% |
Чистая прибыль разового и нерегулярного характера/сумма доходов |
0,77 |
12,49 |
0,36 |
1522,08% |
-97,12% |
-53,25% |
Прибыль до налогообложения/сумма доходов |
43,87 |
62,34 |
68,02 |
42,10% |
9,11% |
55,05% |
Чистая прибыль/сумма доходов |
33,01 |
51,12 |
51,25 |
54,86% |
0,25% |
55,26% |
Налоги/прибыль до налогообложения |
24,74 |
18,00 |
24,66 |
-27,24% |
37,00% |
-0,32% |
Прочие доходы | ||||||
Чистая прибыль до выплат миноритарным акционерам/сред. скорректированные активы |
4,13 |
5,56 |
2,96 |
34,62% |
-46,76% |
-28,33% |
Чистая прибыль/средние активы + секьюритизированные активы |
4,13 |
5,56 |
2,96 |
34,62% |
-46,76% |
-28,33% |
Чистая прибыль на 1 сотрудника, долл. |
23137 |
40905 |
31703 |
76,79% |
-22,50% |
37,02% |
Расходы на содержание персонала в расчете на 1 сотрудника, долл. |
12089 |
15489 |
20555 |
28,12% |
32,71% |
70,03% |
Расходы на содержание персонала в расчете на 1 филиал, млн. долл. |
1,30 |
1,62 |
2,43 |
24,62% |
50,00% |
86,92% |
Непроцентные расходы в расчете на 1 филиал, млн. долл. |
3,01 |
3,17 |
4,33 |
5,32% |
36,59% |
43,85% |
Денежная прибыль/средний реальный собственный капитал (ROE), % |
34,94 |
41,57 |
25,99 |
18,98% |
-37,48% |
-25,62% |
Операционная прибыль/средний реальный собственный капитал (ROE), % |
29,33 |
28,14 |
21,38 |
-4,06% |
-24,02% |
-27,11% |
2002 |
2003 |
2004 | ||||
ФИНАНСИРОВАНИЕ И ЛИКВИДНОСТЬ, % | ||||||
Вклады клиентов/ресурсная база |
59,34 |
53,14 |
37,52 |
-10,45% |
-29,39% |
-36,77% |
Общая ссудная задолженность/ вклады клиентов |
121,32 |
155,79 |
139,44 |
28,41% |
-10,49% |
14,94% |
Общая ссудная задолженность/ вклады клиентов + долгосрочные заимствования |
91,13 |
99,05 |
89,21 |
8,69% |
-9,93% |
-2,11% |
Ссуды клиентам (нетто)/ активы (скорректированные) |
48,03 |
52,77 |
38,34 |
9,87% |
-27,35% |
-20,17% |
КАПИТАЛИЗАЦИЯ, % | ||||||
Скорректированный основной капитал/ скорректированные активы |
12,34 |
16,83 |
10,67 |
36,39% |
-36,60% |
-13,53% |
Скорректированный основной капитал/ скорректированные активы + секьюритизированные активы |
12,34 |
16,83 |
10,67 |
36,39% |
-36,60% |
-13,53% |
Скорректированный основной капитал /Ссуды клиентам (нетто) |
25,68 |
31,89 |
27,83 |
24,18% |
-12,73% |
8,37% |
Внутреннее создание капитала/собственный капитал за прошлый год |
34,81 |
45,02 |
(3,20) |
29,33% |
-107,11% |
-109,19% |
Скорректированный собственный капитал/ скорректированные активы |
12,34 |
16,83 |
10,67 |
36,39% |
-36,60% |
-13,53% |
Скорректированный собственный капитал/ скорректированные активы + секьюритизированные активы |
12,34 |
16,83 |
10,67 |
36,39% |
-36,60% |
-13,53% |
Скорректированный собственный капитал + резервы под потери по ссудам (специальные)/ссуды клиентам (брутто) |
31,15 |
37,10 |
30,65 |
19,10% |
-17,39% |
-1,61% |
Коэффициент выплаты дивидендов по обыкновенным акциям |
0,00 |
0,00 |
114,70 |
- |
- |
- |
КАЧЕСТВО АКТИВОВ, % | ||||||
Вновь созданные резервы под потери по ссудам/ средний остаток ссуд клиентам (нетто) |
4,34 |
2,66 |
(3,54) |
-38,71% |
-233,08% |
-181,57% |
Чистые списания/ сред. ссуды клиентам (нетто) |
1,09 |
0,39 |
0,27 |
-64,22% |
-30,77% |
-75,23% |
Резервы под потери по ссудам/ остаток ссуд клиентам (брутто) |
7,36 |
7,64 |
3,91 |
3,80% |
-48,82% |
-46,88% |
Нефункционирующие активы (НФА)/ ссуды клиентам + прочая недвижимость |
2,46 |
0,97 |
2,17 |
-60,57% |
123,71% |
-11,79% |
Чистые НФА / ссуды клиентам (нетто) + прочая недвижимость |
(5,28) |
(7,22) |
(1,82) |
36,74% |
-74,79% |
-65,53% |
Резервы под потери по ссудам/ НФА (брутто) |
298,92 |
790,44 |
180,39 |
164,43% |
-77,18% |
-39,65% |
* Данные на 30 июня 2007 г. Годовая и полугодовая финансовая отчетность консолидирована и составлена в соответствии с МСФО (подробнее см. Раздел «Бухгалтерский учет»). Годовая отчетность аудирована. Полугодовая отчетность не аудирована, но проверена иностранными аудиторами. Некоторые коэффициенты приведены к расчетному годовому показателю. Н/Д-- нет данных. Н/C—несущественный показатель. |