При изучении динамики показателей прибыли их сопоставимость обеспечивается путем перерасчета на индекс цен. На этот индекс корректируется прибыль за отчетный год. Так, индекс цен производителей промышленной продукции по электротехнической отрасли за январь-декабрь 2006 года по отношению к январю-декабрю 2005 года составил 127,4%.
Из данных табл.2.6 следует, что за 2006 год сумма прибыли отчетного периода по отношению к 2005 г. увеличилась на 7936 млн. р. или на 117,3%. В сопоставимых ценах прошлого года общая сумма прибыли составила 11539 млн. р. (14700: 1,274), что на 4775 млн. р. (11539-6764), или на 70,6% больше по сравнению с прошлым годом. Увеличение общей суммы прибыли привело также к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Увеличение прибыли отчетного периода за счет роста цен составило 3161 млн. р. (14700-11539). Если бы цены не менялись, при условии неизменности других факторов, то прибыль отчетного периода увеличилась бы не на 7936 млн. рублей, а всего лишь на 4775 млн. р., то есть на 3161 млн. р. меньше.
Наибольшую долю в прибыли отчетного года (94,3%) занимает прибыль от реализации готовой продукции, которая за 2006 г.13860 млн. р. В сопоставимых ценах прошлого года прибыль от реализации продукции составила 10879 млн. р. (13860: 1,274), что на 3912 млн. р. (10879-6967) больше по сравнению с прибылью от реализации продукции за 2005 г.
Значительное влияние на снижение общей суммы прибыли оказали влияние внереализационные расходы, которые за отчетный период составили 1515 млн. рублей. За счет внереализационных доходов в размере 2312 млн. р. сальдо внереализационных результатов составило +797 млн. р. В сопоставимых ценах 2005 г. сумма внереализационных расходов равна 1189 млн. р. (1515: 1,274), внереализационных доходов - 1815 млн. р. (2312: 1,274), сальдо внереализационных результатов - 626 млн. р. (1815-1189). Рост сальдо внереализационных доходов и расходов по сравнению с 2005 годом вызван в первую очередь инвестиционной политикой предприятия в 2006 г. (сумма краткосрочных финансовых вложений составляла от 2 до 5 млрд. р. в разные месяцы).
Изменения в структуре прибыли отчетного периода характеризуются данными табл.2.7
Таблица 2.7
Динамика структуры прибыли МЭТЗ за 2005 - 2006 гг.,%
Показатели |
2005 |
2006 |
Отклонения (+,-) 2006 от 2005 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Прибыль (убыток) отчетного периода |
100 |
100 | |
в том числе: прибыль (убыток) от реализации |
103,0 |
94,3 |
8,7 |
- от операционных операций |
0,4 |
0,3 |
-0,1 |
- от внереализационных операций |
- 3,4 |
5,4 |
+8,8 |
- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия |
100 |
100 |
- |
Из данных таблицы следует, что при формировании прибыли отчетного периода в 2005 - 2006 гг. основную роль играла прибыль от реализации продукции. Следует отметить снижение доли прибыли от реализации продукции в общей сумме прибыли отчетного периода в связи с увеличением доли доходов от финансовых операций. Так, в 2005 г. прибыль от реализации продукции составляла 103% суммы общей прибыли отчетного периода, в 2006 г. - 94,3%.
Основную часть прибыли предприятие МЭТЗ получает от реализации производимой продукции. За 2006 г. прибыль от реализации продукции составила 13 860 млн. р. Темп прироста к прошлому году в сопоставимых ценах равен 56,2%. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен:
П=S [VPПобщ ·Удi ۬ (Ц-Сi)], (2.3)
где VРП - объем реализации продукции;
Удi - структура реализованной продукции;
Сi - себестоимость реализованной продукции;
Цi - уровень среднереализационных цен.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить, используя данные табл.2.8
Таблица 2.8
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. р.
Показатель |
2005г. |
2005г., пересчитанный на объем продаж 2006г. |
2006г. |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей |
54 664 |
55 649 |
88 050 |
Себестоимость реализованной продукции |
47 697 |
48 562 |
74 190 |
Прибыль от реализации продукции |
6967 |
7087 |
13 860 |
Сумма прибыли от реализации продукции в 2005 г. больше по отношению к прошлому году на 6893 млн. р. (13860-6967), или на 98,9%.
При сравнении суммы прибыли 2005 г. и условной, исчисленной исходя из объема и ассортимента продукции 2006 г., но при ценах и себестоимости продукции 2006 г., можно определить, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции: