Степень износа основных фондов на 1.01.2006 г. составила 64%. Моральный и физический износ основных фондов препятствует развитию предприятия, освоению новых видов изделий, повышению качества продукции. Минский электротехнический завод в ближайшие годы планирует продолжить техническое перевооружение с целью выпуска новых видов продукции, экономии материальных ресурсов. Завод планирует приобретение нового оборудования, замену физически изношенного оборудования, внедрение ресурсосберегающих технологий.
В 2005 г. на заводе освоены и внедрены новые виды технологических процессов:
Аэродинамическая сушка активных частей силовых трансформаторов;
Покрытие деталей "олово-висмут" взамен покрытия "олово";
Порошковая окраска ТНП;
Изготовление круглых проводов в трансформаторном цехе № 9.
На ближайшие годы запланированы мероприятия по переводу окрасочных линий в производстве трансформаторов с технологии обезжиривания при высокой температуре на холодный процесс, механизация погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ и т.д.
Научно - исследовательские и опытно-конструкторские разработки на Минском электротехническом заводе проводятся постоянно. В 2005 г. объем затрат на НИОКР составил 1366 млн. р., в том числе за счет инновационного фонда Министерства промышленности - 161 млн. р., за счет средств предприятия - 1205 млн. р.
Организация участка по изготовлению проводов позволила создать 22 рабочих места и обеспечить экономию валютных средств более 700 тыс. р. РФ в год.
За счет внедрения новой технологии порошковой окраски деталей ТНП получена экономия энергоносителей и материальных ресурсов в размере 45 млн. р., созданы 10 рабочих мест, повышена производительность труда, улучшено качество продукции, условия труда и экологическая среда.
Внедрение технологии замены грунтования на фосфатирование на окрасочном конвейере панелей цеха № 6 позволило обеспечить экологическую чистоту техпроцесса и экономию материалов.
Разработка и внедрение более совершенных технологических процессов позволили предприятию значительно повысить технический уровень производства.
В настоящее время научно-исследовательские работы на предприятии затрагивают также проблему загрязнения окружающей среды. Основными источниками загрязнения окружающей среды на МЭТЗ являются гальваностоки, бумажно-бакелитовое производство (выбросы фенолов в атмосферу), печи пропитки магнитопроводов, окрасочные участки, участки деревообработки (пылевое загрязнение атмосферы). В 2004-2006 гг. были выполнены мероприятия по охране окружающей среды, направленные на уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу, исключение загрязнения выше норм ПДК сточных вод. В частности, было проведено техническое перевооружение цеха № 6 с целью исключения выбросов вредных веществ в атмосферу на участке сварки путем внедрения фиксаторов очистки ФВА-1000 УК, приведена в соответствие экологическим требованиям АЗС завода.
Маркетинговый срез. На Минском электротехническом заводе разработана система скидок к ценам, зависящих от условий и сроков оплаты. Так, покупатели получают право на скидку при условии поступления денежных средств на счета предприятия по данному договору на условиях предоплаты в течение 30 календарных дней с момента первого платежа. Размер скидки зависит от суммы, поступающей на счет предприятия (от 3 до 7% от прейскурантной цены).
Минский электротехнический завод гибко подходит к запросам заказчиков, идет на изменение номенклатуры и ассортимента изготавливаемой продукции. Осуществляется изменение конструкции изделий от насыщения ее самыми сложными и высокотехнологичными комплектующими до максимального упрощения, что удешевляет изделие. В последнее время освоено производство сухих силовых трансформаторов (пожаробезопасных, со сниженными шумовыми характеристиками), трансформаторов с повышенной мощностью и напряжением обмотки, повышенной динамической стойкостью обмоток, масляных трансформаторов для работы в условиях вибрации, крена, для термообработки бетона и грунта, трансформаторы для работы в условиях холодного и тропического климата.
Результаты анализа факторов внешней и внутренней среды, представленные в виде общих характеристик и установленных тенденций развития организации, служат основой для раскрытия возможностей этого развития и угрозы со стороны окружающей среды, выявления сильных и слабых сторон исследуемого объекта.
SWOT-анализ - это лёгкий в применении инструмент быстрой оценки стратегического положения компании. Применяя метод SWOT, удаётся установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями.
Рассмотрим сильные и слабые стороны, угрозы и возможности развития рассматриваемого нами предприятия.
Внутренние сильные стороны предприятия:
Контролируется значительная часть рынков сбыта основных видов продукции.
Территориальная близость к основным рынкам сбыта.
Тенденция наращивания объемов производства и услуг.
Ориентация на увеличение объемов производства, повышение производительности труда.
Высокий имидж предприятия на рынках сбыта.
Стабильные и длительные связи с потребителями основных товаров и поставщиками ресурсов (работа с финансово-промышленными центрами РФ).
Соответствие международным стандартам.
НИОКР, способность разработки новых видов продукции.
Технологические преимущества.
Внутренние слабые стороны предприятия:
Недостаточно высокий уровень управления.
Качество управления материально-финансовыми потоками.
Управление себестоимостью продукции.
Распределительная сеть.
Развитость службы маркетинга.
Выполнение принятых на себя договорных обязательств.
Сервисное обслуживание.
Внешние возможности:
Поиск новых незанятых "ниш" на зарубежных рынках.
Формирование положительного имиджа предприятия, товаров и услуг.
Завоевание новых сегментов рынка.
Способность обслуживать дополнительных потребителей за счет более полного использования производственных мощностей.
Расширение производства и увеличение разнообразия ассортимента продукции.
Производство сопутствующих товаров и оказание услуг.
Внешние опасности (риски, угрозы):
Конкуренция со стороны аналогичных предприятий (на зарубежных рынках), имеющих лучшее качество товаров и услуг.
Очень высокие транспортные тарифы и дорожные сборы при поставке товаров на экспорт.
Кризисные явления в экономике, инфляция в республике и отрасли.
Кризисные явления в экономике России - основного зарубежного потребителя продукции завода.
Несовершенство существующих в Республике Беларусь законопроектов по поставкам товаров на экспорт.
После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, необходимо установить связи между ними. Для этого составляется матрица SWOT.
Таблица 2.14
Матрица SWOT
Возможности 1. Поиск новых незанятых "ниш" на зарубежных рынках; 2. Формирование положительного имиджа предприятия, товаров и услуг; 3. Завоевание новых сегментов рынка; 4. Способность обслуживать дополнительных потребителей за счет более полного использования производственных мощностей; 5. Расширение производства и увеличение разнообразия ассортимента продукции; 6. Производство сопутствующих товаров и оказание услуг. |
Угрозы 1. Конкуренция со стороны аналогичных предприятий (на зарубежных рынках), имеющих лучшее качество товаров и услуг; 2. Очень высокие транспортные тарифы и дорожные сборы при поставке товаров на экспорт; 3. Кризисные явления в экономике, инфляция в республике и отрасли; 4. Кризисные явления в экономике России - основного зарубежного потребителя продукции завода; 5. Несовершенство существующих в Республике Беларусь законопроектов по поставкам товаров на экспорт | |
Сильные стороны 1. Контролируется значительная часть рынков сбыта основных видов продукции; 2. Территориальная близость к основным рынкам сбыта; 3. Тенденция наращивания объемов производства и услуг; 4. Ориентация на увеличение объемов производства, повышение производительности труда; 5. Высокий имидж предприятия на рынках сбыта; 6. Стабильные и длительные связи с потребителями основных товаров и поставщиками ресурсов (работа с финансово-промышленными центрами РФ); |
Поле “СИВ” 1 2 3 4 5 6 + - - + - + - - + + + + + + + + + + + + + + - + + + - + - |
Поле “СИУ” 1 2 3 4 5 + + - + + - - + - - + - - + - + + Окончание табл.2.14 |
7. Соответствие международным стандартам; 8. НИОКР, способность разработки новых видов продукции; 9. Технологические преимущества. |
+ + - + + + + + + + + + + + |
+ - - + - - + - - |
Слабые стороны 1. Недостаточно высокий уровень управления; 2. Качество управления материально-финансовыми потоками; 3. Управление себестоимостью продукции; 4. Распределительная сеть; 5. Развитость службы маркетинга; 6. Выполнение принятых на себя договорных обязательств; 7. Сервисное обслуживание. |
Поле “СЛВ” + + + + + + - + + + + + - + + + + + + + - + + - + |
Поле “СЛУ" + - - + - - + + - + + + - + - - + - - + - - |