DП (VРП, Уд) =7087-6967=+120 млн. р. (2.4)
Для определения влияния только объема продаж прибыль 2005 г. умножается на процент прироста по реализации продукции в оценке по себестоимости 2005 г. или в натурально-условном исчислении. Процент прироста по реализации продукции составил 1,6% (11324: 11145·100-100).
DПVРП=6967×1,6/100=+111 млн. р. (2.5)
Таким образом, увеличение объема продаж в натуральном выражении на 1,6% привело к увеличению прибыли на 111 млн. р. На основании этого можно сделать вывод о реализации рентабельной продукции.
Для определения влияния структурного фактора из первого результата нужно вычесть второй:
DПУд=120-111=+9 млн. р. (2.6)
Полученный результат свидетельствует о том, что на долю реализации низкорентабельной или убыточной продукции приходится минимальная часть в общем объеме реализации. Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением суммы затрат 2006 г. с затратами 2005 г., пересчитанными на объем продаж 2006 г.:
DПС=48562-74190=-25628 млн. рублей. (2.7)
Увеличение себестоимости реализованной продукции отрицательно сказалось на размере полученной прибыли. За счет данного фактора прибыль от реализации продукции уменьшилась на 25628 млн. р.
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением выручки за 2006 год с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при ценах 2005 г.:
DПц=88050-55649=+32401 млн. р. (2.8)
Исходя из полученного результата следует, что значительное влияние на увеличение полученной прибыли от реализации продукции оказал рост цен. За счет этого фактора прибыль от реализации продукции увеличилась на 32401 млн. р. Главным противодействующим фактором явилось увеличение себестоимости реализованной продукции. Это содействовало снижению прибыли от реализации продукции на 25628 млн. р.
Обобщение влияния факторов на прибыль о реализации отчетного периода показано в табл.2.9
Таблица 2.9
Факторы, повлиявшие на динамику прибыли от реализации
Показатели |
Сумма, млн. руб. |
В% к изменению прибыли |
1 |
2 |
3 |
Изменение прибыли от реализации в том числе за счет: |
+6893 |
100 |
- изменение натурального объема продаж |
+111 |
+1,6 |
- структуры реализованной продукции |
+9 |
+0,1 |
- роста цен |
+32 401 |
+470,1 |
- роста себестоимости |
- 25 628 |
-371,8 |
Итого факторы, уменьшающие прибыль |
- 25 628 |
-371,8 |
Итого факторы, увеличивающие прибыль |
+32 521 |
+471,8 |
Окончание табл.2.9 | ||
1 |
2 |
3 |
Общее влияние факторов (стр.2+стр.3) |
+6893 |
100 |
Таким образом, решающим фактором увеличения прибыли от реализации в 2006 г. по сравнению с 2005 г. стал рост цен и реализация более рентабельной продукции. Некоторое положительное влияние на рост прибыли оказало увеличение натуральных объемов продаж. Главным фактором снижения прибыли стало увеличение себестоимости.
Прибыль, получаемая Минским электротехническим заводом, распределяется следующим образом: из балансовой прибыли уплачиваются налоги на недвижимость и прибыль, а также транспортный сбор и отчисления собственнику имущества (в 2006 г. республиканские унитарные предприятия уплачивали в бюджет 5% прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, формирования фонда накопления), 5% оставшейся суммы направляются в резервный фонд (в 2006 году 515 млн. р), 40% - на пополнение оборотных средств (3920 млн. р), оставшаяся сумма распределяется между фондом накопления (1892 млн. р) и фондом потребления (3654 млн. р).
Данные об использовании чистой прибыли представлены в табл.2.10
Таблица 2.10
Данные об использовании чистой прибыли, млн. р.
Показатели |
2005 |
2006 |
Откл. (+,-) |
Чистая прибыль |
4550 |
10079 |
+5529 |
Распределение чистой прибыли: в фонд накопления в фонд потребления в резервный фонд на пополнение собственных оборотных средств |
1092 1555 232 1396 |
1892 3654 515 3920 |
+800 +2099 +283 +2524 |
Доля в чистой прибыли,% фонда накопления фонда потребления резервного фонда средств, направляемых на пополнение собственных оборотных средств |
24,0 34,2 5,1 30,7 |
18,8 36,2 5,1 38,9 |
5,2 +2,0 +8,2 |
Рентабельность продукции (отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости) в 2006 г. составила 18,7% против 14,6% в 1998 г. При этом бóльшим показателем рентабельности характеризуются виды продукции, использование производственной мощности по которым находится на относительно высоком уровне и постоянные издержки на единицу продукции невелики - силовые трансформаторы, комплектные трансформаторные подстанции, и пр. Ниже среднего уровня рентабельность товаров народного потребления, трансформаторов малой мощности, электрорадиаторов и пр.