Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем эффективно их институционализирует, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы.
Процесс реализации стратегического планирования завершается проверкой структуры управления всей организации с целью выяснения, способствует ли она достижению поставленных целей.
Практика и теория убеждают в том, что лучшей организационной структурой будет та, которая соответствует размерам, динамизму, сложности и кадровому составу предприятия. Структура должна способствовать реализации стратегии в соответствии с запрограммированным процессом в следующей последовательности:
Цель данной дипломной работы состояла в выявлении путей совершенствования и развития управления современным предприятием.
В качестве объекта исследования было выбрано ПРУП "МЭТЗ им.В.И. Козлова". На протяжении последних лет деятельность предприятия характеризуется стабильностью, постоянным приростом объемов производства и реализации. Предприятие постоянно ведет разработку и внедрение в серийное производство новых высокотехнологичных изделий для обеспечения нужд отрасли и потребительского рынка Республики Беларусь.
Данная цель была достигнута путем разработки конкретных предложений по улучшению системы управления предприятием, разработки мероприятий для достижения целей предприятия.
На протяжении последних лет деятельность предприятия характеризуется стабильностью, постоянным приростом объемов производства и реализации. Предприятие постоянно ведет разработку и внедрение в серийное производство новых высокотехнологичных изделий для обеспечения нужд отрасли и потребительского рынка Республики Беларусь.
Предприятие обладает достаточным уровнем технического и технологического оснащения, высококвалифицированным персоналом, высокой культурой производства и организации труда, которые позволяют выпускать продукцию в различном исполнении и модификаций в зависимости от конъюнктуры рынка.
В аналитическом разделе проведен анализ объемов и структуры выпуска продукции, структуры и динамики себестоимости, прибыли, рентабельности производства, производительности труда и заработной платы. Анализ показал, что в течение рассматриваемого периода предприятие функционировало достаточно эффективно:
в целом темп роста объема товарной продукции в 2006 г. увеличился по сравнению с 2005 г. на 32% в сопоставимых ценах. Это увеличение было вызвано ростом спроса на продукцию МЭТЗ, обусловленным, прежде всего благоприятной конъюнктурой российского рынка;
за 2006 год сумма прибыли отчетного периода по отношению к 2005 г. увеличилась на 7936 млн. р. или на 117,3%. В сопоставимых ценах прошлого года общая сумма прибыли составила 11539 млн. р. (14700: 1,274), что на 4775 млн. р. (11539-6764), или на 70,6% больше по сравнению с прошлым годом. Увеличение общей суммы прибыли привело также к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
Однако в работе предприятия есть и некоторые отрицательные моменты:
темп роста прибыли от реализации продукции в 2006 г. чем аналогичный показатель в 2005 г.;
часть своей продукции предприятие реализует по более низким ценам другим предприятиям, что отрицательно сказывается на его финансовых результатах;
как показал проведенный анализ, некоторая часть ресурсов предприятия используется неэффективно, о чем говорит достаточно высокий уровень обнаруженных резервов.
По результатам анализа были разработаны следующие предложения:
Во-первых, для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, и в первую очередь оно должно использовать выявленный резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Кроме того, дополнительное производство рентабельной продукции уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль в расчете на единицу продукции, а также увеличивается количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение выпускаемой рентабельной продукции при условии ее реализации дает значительный прирост объема прибыли.
Во-вторых, снижение себестоимости также значительно может увеличить получаемую предприятием прибыль. Как описывалось в предыдущем пункте, одним из факторов снижения себестоимости является увеличение объема выпускаемой продукции. Другими факторами являются:
улучшение уровня организации производства, имеющее своей целью свести к минимуму или вообще ликвидировать нерациональные издержки;
слаженная работа всех составляющих производственного процесса (основного, вспомогательного, обслуживающего производства).
В-третьих, немаловажным фактором получения дополнительной прибыли является оптимизация структуры сбыта. При проведении данной оптимизации удельный вес продукции, реализуемой по договорным, более высоким ценам, должен увеличиться до своего максимального уровня, а в идеале - до 100%. Соответственно, доля продукции, реализуемой предприятием другим организациям по более низким ценам должна быть как можно ниже.
На основании результатов анализа и выявленных при этом недостатков разработаны конкретные предложения, позволяющие решить исследуемую проблему, в частности:
Изменение объема и структуры выпуска продукции, позволяющее увеличить выручку от реализации продукции на 10613 млн. р., что приведет к росту прибыли от реализации на 2004 млн. р. по сравнению с 2006 г.
Экономия на прямых затратах: материалах, комплектующих, заработной плате и др.
Изменения в организационной структуре управления, в результате которых произойдет объединение оргструктур двух филиалов в одну.
Мероприятия макроуровневого характера, позволяющие продлить сроки консервации неиспользуемых производственных площадей, а также сроки погашения задолженности по оплате энергоресурсов, установить поправочный коэффициент к ставке налога на землю.
Мероприятия по рациональному использованию производственных площадей (реализация неиспользуемого оборудования и списание неликвидных ТМЦ, сдача в аренду свободных площадей).
Мероприятия организационного характера, позволяющие снизить размер взысканий в результате допущенных специалистами ошибок.