3. Составим портрет потребителя услуг экспресс-доставки, сведем полученные данные в табл. 18.
Среди потребителей, пользующихся экспресс-доставкой раз в месяц и чаще (далее группа А), наибольшую долю занимает группа в возрасте 26–35 лет для мужчин (28,81%) и 21–25 лет для женщин (36,95%). Меньше всего – мужчины в возрасте до 20 лет и женщины старше 50. Среди покупателей группы А наибольшую долю, как среди мужчин, так и среди женщин составляю люди со средним достатком (57,62% и 65,21% соответственно). Покупка услуги экспресс-доставки в группах с высоким и низким доходом достаточно одинаково, при этом стоит отметить, что доля в малообеспеченной группе все таки выше, чем в группе с высокими доходами и у мужчин, и у женщин.
Таблица 18. Обобщение результатов анализа
категория |
пол |
возраст |
мат. положение |
образование |
соц. статус |
А (1 раз в месяц) |
мужчины |
26–35 |
среднеобеспеч. |
высшее |
служащий |
женщины |
21–25 |
среднеобеспеч. |
высшее |
служащий | |
Б (реже) |
мужчины |
26–35 |
среднеобеспеч. |
высшее |
служащий |
женщины |
21–25 |
среднеобеспеч. |
высшее |
служащий |
По уровню образования, сразу следует отметить значительное преимущество группы с высшим образованием и у мужчин и у женщин (59,32 и 56,52% соответственно) – более половины группы А. Меньше всего пользуются экспресс-доставкой группы с низким уровнем образования (незаконченное среднее, без образования), можно утверждать, что у данных групп совсем другие предпочтения в выборе товаров и услуг почтовой связи.
По социальному статусу среди мужчин занимают лидирующее положение группы служащих (23,73%) и предпринимателей (23,64%). Среди женщин – группа служащих (28,26%).
Таким образом, пользуются услугами экспресс-доставки 1 раз в месяц и чаще – это среднеобеспеченные люди, в основном служащие, имеющие высшее образование, мужчины 26–35 лет и женщины 21–25 лет.
Таким образом, Брянскому Почтамту для развития маркетинговой деятельности и совершенствования антикризисной стратегии необходимо:
1. Создание гибкой и эффективной системы маркетинговых исследований рынка в разрезе работы отдела сбыта и развития почтовых услуг (т.е. введение должности маркетолога);
2. Развитие услуги экспресс-доставки (совершенствование системы скидок, создание дополнительных пунктов отправки);
3. Развитие системы денежных переводов (работа с электронными деньгами);
4. Разработка системы получения маркетинговой информации (создание анкет по услугам и товарам Брянского Почтамта, формирование системы их обработки и анализа результатов).
Заключение
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ антикризисной стратегии предприятия ОСП Брянский Почтамт.
В процессе выполнения дипломной работы был сделан обзор литературных источников по данной теме, рассмотрен механизм формирования антикризисной стратегии, разработки стратегической программы развития предприятия, выявлены причины и формы сопротивления организационным изменениям в результате стратегических преобразований.
На основе результатов анализа хозяйственной деятельности ОСП Брянский почтамт имеет достаточно устойчивое финансовое положение. Объем оказываемых услуг населению постоянно увеличивается.
Для дальнейшего улучшения доходности предприятия необходимо:
1. Повысить производительность труда;
2. Снизить трудоемкость продукции;
3. Обновить техническую базу предприятия;
4. Уменьшить материальные затраты в общих затратах.
На ОСП Брянский почтамт достаточно высокая эффективность производства и высокая платежеспособность предприятия. Однако руководству предприятия не стоит успокаиваться на достигнутом. Следует продолжать искать новые рынки сбыта продукции, пути снижения себестоимости, поддержания на должном уровне качество услуг и повышения конкурентоспособности, организации эффективной рекламы, то есть направить усилия на развитие маркетинга на предприятии.
Поэтому в работе была проанализирована конкурентная среда Брянского Почтамта и разработана маркетинговая стратегия для различных видов продукции и услуг предприятия.
Положительно влияет на формирование покупательского спроса тот факт, что все услуги предприятия оказываются быстро, качественно и дешевле чем у конкурентов – частных фирм.
Как отрицательный факт стоит отметить определенную некомпетентность руководства предприятия, экономических служб, отдела маркетинга при организации сбытовой политики. Практически не развита система скидок, оплата покупателями (юридическими лицами) производится хотя и полностью, но сроки оплаты не всегда соответствуют условиям договоров купли-продажи и обычаям делового оборота, а нередко превышают установленные 14 дней для оплаты товаров.
Одними из направлений формирования стратегии развития Брянского Почтамта должно стать снижение себестоимости услуг, внедрение системы контроля затрат и оптимизация производственно отраслевой структуры. Эти мероприятия не требуют значительных материальных вложений и обеспечивают рациональное использование имеющихся ресурсов и резервов производства, способствуют повышению эффективности деятелньости.
Мероприятием, которое помогло бы ОСП Брянский почтамт повысить доходность своей деятельности является строительство собственного сортировочного центра для услуги «Экспресс-почта», что позволит вдвое сократить срок доставки экспресс-корреспонденции.
Для реализации предусматривается привлечение средств ФГУП Почта России, а также собственной выручки ОСП Брянский почтамт. Проведенные расчеты показывают, что данный проект является эффективным. Реализация этого мероприятия позволяет предприятию повысить свою доходность и занять новую нишу на региональном рынке. Спрос на данную услугу будет постоянно расти, поскольку цена доставки значительно ниже, чем у конкурентов, доверие в почте огромное, а сроки доставки в два раза сократятся. Следовательно, у предприятия с каждым годом будет увеличиваться выручка, и расти доходность.