На основе приказа генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» создано обособленное структурное подразделение Брянский почтамт УФПС Брянской области – филиала ФГУП «Почта России». Руководство и контроль за деятельностью подразделения осуществляет начальник Подразделения, который назначается на должность директором Филиала и в своей деятельности подчинен и подотчетен ему. Начальник Подразделения действует как полномочный представитель Филиала на основе доверенности, выданной директором филиала. Работа предприятия основана на линейно-функциональной структуре управления. В результате чего сохраняется принцип единоначалия. Линейный руководитель сохраняет за собой право отдавать распоряжения и принимать решения.
Подразделение имеет счета в банках, составляет баланс, входящий в консолидированный баланс Филиала и Предприятия, имеет круглую печать, штампы и бланки, с указанием на принадлежность к Подразделению, Филиалу и Предприятию. Доля Брянского филиала в общефедеральной сети почтовой связи составляет 1,5%. В состав филиала входит 13 почтамтов и автобаза. Услуги почтовой связи предоставляют 609 почтовых отделений. Почтовыми услугами охвачены все населенные пункты области. Штат сотрудников Брянского филиала Почты России составляет более 5 тыс. человек. Автопарк филиала насчитывает 194 автомобиля, из них, 176 оформлены в корпоративном стиле ФГУП «Почта России».
Развитие предприятия.
Почта в нашей стране изначально обладала монопольным правом на осуществление почтовых услуг. Однако распад СССР и последовавший за ним экономический кризис привел не только к спаду промышленного производства, но и к значительному снижению объемов качества услуг почтовой связи. В этих условиях разумным выходом из критической ситуации казалось установление свободных рыночных отношений на всем экономическом пространстве страны, в том числе и в почтовой сфере. Предполагалось, что свободная конкуренция не только улучшит качество услуг и уменьшит их стоимость, но сможет серьезно укрепить почтовое ведомство, обеспечит динамичное развитие отрасли, повысит престиж профессии. В 90-х годах 20 века рынок почтовой связи в России был открыт без каких-либо ограничений. А ведь даже в ведущих почтовых государствах мира существует система поддержки монополии национального оператора на оказание некоторых видов услуг. В России же почтовые услуги клиентам стали оказывать более 100 альтернативных операторов. В первую очередь ведомство утратило монополию на распространение периодической печати, доставку пенсий и посылок.
Однако «Почта России» сегодня – глобальное и глобально меняющееся предприятие. Сохраняя монополию в отдельных видах деятельности, компания постоянно внедряет и развивает новые услуги. Уникальные конкурентные преимущества – широкая сеть отделений почтовой связи, опыт работы, известность среди населения – позволяют «Почте России» уверенно осваивать новые для себя рынки. Политика жесткого централизованного управления, тотального контроля над качеством, модернизация и реконструкция технологических мощностей приводят к повышению эффективности производства и повышению его объемов. А существующая динамика развития позволяет прогнозировать активное развитие компании в будущем.
Почта стала заметна на улицах городов и населенных пунктов, стала более комфортной и значимой для своих клиентов, количество которых постоянно возрастает. Сегодня почта может предоставить около 60 видов различных услуг, среди которых как традиционные почтовые, так и целый ряд инновационных.
«Почта России» сегодня – это:
· прием и выдача почтовых отправлений, аренда абонементных шкафов;
· EMS – экспресс доставка от двери до двери, электронные денежные переводы, погашение кредитов;
· Internet, электронная почта, факс, сканирование, ксерокопирование;
· отправление 1 класса – быстрые письма и бандероли, прием коммунальных платежей в отделениях и на дому, подписка на периодические издания, доставка пенсий на дом;
· продажа периодических изданий, канцелярских товаров, товаров народного потребления, сувениров, заказ товаров по каталогам, продажа телефонных карт;
· почта деда мороза – письмо и подарок для ребенка;
· обслуживание юридических лиц.
Миссия «Почты России».
Деятельность «Почты России» основана на непосредственной работе и общении с клиентами. Хорошее взаимоотношение – необходимое условие для благоприятной работы с клиентами и создания привлекательного имиджа почты. Клиент всегда прав, и любое его требование изначально рассматривается как правильное.
«Почта России» приходит к принятию решений в своем бизнесе с позиции потребителей услуг. «Почта России» ставит клиента в центре деятельности своей организации. «Почта России» умеет решать проблемы клиента и удовлетворять все его ожидания. «Почта России» способна выявлять потребности своих клиентов. «Почта России» уважает и заинтересованно относится к изменениям их вкусов. «Почта России» умеет подбирать к каждому клиенту подходящий для него язык, на котором он воспринимает этот мир.
Миссия «Почты России»: «Работать во благо людям! Наше качество должно быть достойным! Тариф – низким! Доставка – быстрой!».
Цели организации.
Для эффективного развития организация ставит ряд целей, которые носят в основном стратегический характер, то есть деятельность «Почты России» направлена на укрепление конкурентной позиции на рынке (рис. 1).
Рис. 1 – Дерево целей ФГУП «Почта России»
«Почта России» работает в очень напряженном конкурентном поле. Более ста фирм сегодня имеют почтовые лицензии. Чтобы оставаться конкурентоспособной организацией, деятельность «Почты России» должна быть клиентоориентирована, так как в настоящее время уже многие компании могут предоставить качественные услуги и поэтому главным направлением деятельности ФГУП «Почта России» является человек.
Анализ конкурентов.
Массированное развитие телекоммуникаций и информационных технологий повсеместно приводит к сокращению объемов традиционных услуг почтовой связи. Развитие всемирной паутины и прямо пропорционально связанный с этим ростом электронной коммерции ведет к увеличению спроса на доставку. В ближайшие годы в этой сфере прогнозируется более чем десятикратный спрос. Все эти тенденции ведут только к одному – быстрому развитию конкуренции между традиционными почтовыми операторами и новыми рекламными, курьерскими и транспортными компаниями, работающими по схеме: «электронный заказ – физическая доставка». В свою очередь, необходимость предоставления клиентам полного спектра услуг ведет к трансформации национальных почтовых служб в корпорации.
Для того чтобы ориентироваться на современном рынке, в условиях его постоянной либерализации, необходимо знать, на чем базируется информационная инфраструктура современного общества.
В настоящее время наиболее жесткая конкуренция отмечается на рынке международных денежных переводов. На долю ФГУП «Почта России» приходится всего лишь 5% основного рынка. Основные конкуренты национального почтового оператора на этом поле – банки (контролирующие от 20% до 50% рынка) и специализированные системы денежных переводов – Western Union, MoneyGram, Migom. С банками «Почте России» конкурировать сложнее, т. к. тарифы на банковские услуги, как правило, ниже почтовых, а скорость перевода – выше. Однако у себя в стране «Почта России» занимает лидирующие позиции (рис. 2).