2. Норма чистой прибыли:
Пч
Нпр = – à max,
Иср
где: Пч – чистая бухгалтерская прибыль за весь период жизненного цикла проекта;
Иср – средние капиталозатраты (инвестиции).
Заключается в определении на весь период жизненного цикла проекта чистой бухгалтерской прибыли в сопоставлении со средними инвестициями.
3. Годовая экономия текущих затрат:
Э=(Со – Сj)*Nj à max,
где Со – себестоимость единицы продукции при реализации базового (существующего) варианта проекта;
Сj, Nj – себестоимость единицы продукции и годовой объем выпуска продукции при реализации j – го варианта проекта.
Заключается в определении экономии текущих затрат (расходов), связанных с реализацией проекта.
4. Годовой эффект от экономии приведенных затрат:
Эг = (Зо – Зj)*Nj à max,
где Зо – приведенные затраты в расчете на единицу продукции при реализации базового (существующего) варианта проекта, Зо = Со + Е * Ко, где Е – нормативный коэффициент окупаемости капитальных вложений;
Зj, Nj – приведенные затраты в расчете на единицу продукции (Зj = Сj + Е * Кj) и годовой объем выпуска продукции при реализации j – го варианта проекта.
Заключается в определении всей совокупности затрат: текущих и единовременных.
5. Чистый дисконтированный доход:
t 1
ЧД = ∑ (Дt – Зt) * – > 0
t=0 (1 + Е)t
где: Дt – доходы, получаемые на t – ом году (шаге) расчета;
Зt – затраты, осуществляемые в том же году;
t – временный период приведения (лет).
Основывается на определении суммы текущих эффектов за весь расчетный период, приведенный к началу инвестирования или как превышение суммарных доходов над суммарными затратами. Временный период приведения принимается исходя из сроков реализации проекта, включая время создания системы (производства), время его эксплуатации и ликвидации. При положительной величине ЧД он может быть признан эффективным, как обеспечивающий уровень доходности не менее принятой нормы дисконта.
В экономике под конкуренцией обычно понимают борьбу между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку.
В экономике рынки делят по видам конкуренции, связанным с количеством действующих там продавцов или покупателей. В табл. 2.3. приведены четыре основных типа конкуренции с позиции наличия на рынке продавцов.
Таблица 2.3. Типы конкурентных рынков
Тип конкуренции |
Количество конкурентов |
Знания конкурентов |
Концентрация продаж |
Природа товара |
Чистая монополия |
Нет, редко 1–2 крупные фирмы |
Полные обо всех конкурентах |
Один продавец (редко 2–3) продает >90 % товара |
У товара нет заменителей |
Олигополистическая конкуренция |
Несколько крупных фирм |
Достаточно полные обо всех конкурентах |
Значительная доля рынка у каждого продавца |
Ограниченное число заменителей товара |
Монополистическая конкуренция |
Большое число фирм |
Знания только о наиболее близких конкурентах |
Небольшая доля рынка у каждого продавца |
Достаточно много заменителей товара |
Чистая конкуренция |
Неограниченное число фирм |
Практически отсутствуют знания обо всех конкурентах |
Каждый продавец имеет мизерную долю рынка |
Множество заменителей товара |
Для оценки уровня конкуренции на конкретном рынке в практике американского менеджмента используют индекс Харфиндела – Хиршмана:
k
Ик = S (аj)2
j=1
где: аj – доля j‑ой фирмы на рынке, выраженная в%. При этом необходимо выполнение условия:
k
S аj = 100
j=1
Рынок считается нормальным для конкуренции, если Ик<1000 (примерно 30 фирм, имеющих приблизительно сопоставимый объем продаж – ситуация, близкая к монополистической конкуренции).
Конкурентное преимущество – способность компании действовать в направлениях, в которых конкуренты не хотят или не имеют возможности соответствовать ее уровню по ряду ключевых показателей продукции и / или сервисной политики. Для определения конкурентных преимуществ используют следующие понятия.
Конкурентная позиция предприятия. Предполагает анализ и оценку следующих данных:
· доля рынка;
· качество продукции и ширина продуктовой линии;
· эффективность работы предприятия;
· издержки и ценовые преимущества;
· эффективность мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта;
· доступность и стоимость сырья и материалов;
· наличие финансовых ресурсов;
· уровень персонала и имидж предприятия.
1. Характерные черты потребителей. Предполагает сегментирование рынка и выход предприятия на собственный целевой рынок. Сегментирование рынка – стратегия, с помощью которой имеется возможность выделения из общего числа потребителей отдельной их группы, которые вероятнее всего будут иметь одинаковую реакцию на мероприятия комплекса маркетинга (модификации товара, цены, рекламу, и т. п.).
Правительственные воздействия и влияние общественных организаций. Регулирующая роль правительства представляет собой воздействие на бизнес фирмы как экономическим методами (налоги, льготы, субсидии и т. п.), так и административным воздействием в случае нарушения законодательства.
Наличие, квалификация и стоимость рабочей силы. Очевидно, что кадровый вопрос представляет особую важность при обеспечении конкурентных преимуществ организации, поскольку именно люди на предприятии являются главным действующим звеном и от того, насколько они компетентны, чаще всего зависит эффективность его работы.
Отношения с поставщиками. Хорошие отношения с поставщиками являются залогом успешной работы предприятия, т. к. именно от поставщиков зависит качество, своевременность, стоимость поставок.
Отношения с кредиторами. Современный бизнес немыслим без привлечения свободных денежных средств со стороны. Однако кредиторы и сами заботятся о своей конкурентоспособности, поэтому стараются минимизировать риски, связанные с предоставлением кредитов.