П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Тщательной проверке подвергается также отражение на бухгалтерских счетах процесса реализации. Перед этим необходимо установить, по какому методу осуществляется учет выручки в организации. В МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» учетной политикой на 2004 год выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражается по мере отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Изучив порядок отражения процесса реализации продукции на счетах бухгалтерского учета, было установлено, что учет реализации продукции ведется согласно Плану счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях, утвержденному постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 06.04.2004 г. № 28, на счете 90 «Реализация». При этом составляется следующая корреспонденция счетов:
- при списании продукции по плановой себестоимости:
Дт счет 90 «Реализация»,
Кт счет 43 «Готовая продукция»;
- при начислении выручки за реализованную продукцию:
Дт счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Кт счет 90 «Реализация»;
- при начислении налога на добавленную стоимость:
Дт счет 90 «Реализация»,
Кт счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
- получен убыток от реализации:
Дт счет 99 «Прибыли и убытки»,
Кт счет 90 «Реализация»;
- получена прибыль от реализации:
Дт счет 90 «Реализация»,
Кт счет 99 «Прибыли и убытки».
При проверке было установлено, что в МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» списание издержек обращения и коммерческих расходов на увеличение стоимости реализованной продукции на своей базе отражается:
Дт счет 90 «Реализация»,
Кт счет 44 «Расходы на реализацию»
Списание расходов на увеличение стоимости реализованной продукции по магазинам, лоткам, Комаровскому рынку, чужой базе отражается:
Дт счет 91 «Операционные доходы и расходы»
Кт счет 44 «Расходы на реализацию».
Хотя правильно было бы все издержки обращения и коммерческих расходы по реализованной продукции списывать на счет 90 «Реализация».
Учетные регистры – реестр ф. № 64-АПК и ведомости ф. № 62-АПК и 63-АПК – в организации не ведутся. В МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» учет процесса реализации автоматизирован: составляется ведомость, в которой отражаются все операции по движению отдельных видов продукции. Из этой ведомости записи переносятся в Главную книгу.
При проверке правильности заполнения и достоверности записей в учетных регистрах и Главной книге нарушений не обнаружено
Таким образом, в ходе проверки операций по реализации готовой продукции значительных нарушений не установлено.
Эффективность обработки учетной информации на современном этапе во многом определяется уровнем развития автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета. В организациях АПК накоплен большой опыт использования средств вычислительной техники и связи. Внедрение автоматизированной формы бухгалтерского учета началось в 70-е гг. XX в. Однако в настоящее время процесс автоматизации управленческих служб сельскохозяйственных организаций существенно сдерживается в связи с недостатком финансовых средств, квалифицированных специалистов, наличием ряда организационных проблем. Большинство используемых прикладных программ технологически устарело. [45, с. 4]
В сельскохозяйственных организациях могут быть использованы программы «Анжелика+» (фирма «Golden Software»), «Ветразь» (фирма «Люкс Софт»), программные решения системы «1С: Предприятие 7.7» и др. [11, с. 61]
На рынке программных продуктов СНГ наиболее широко используемыми являются программы системы «1С». Известно более 350 наименований отраслевых и специализированных сертифицированных решений, созданных партнерами московской фирмы «1С».
Комплекс «1С: Предприятие 7.7» является системой прикладных программ, предназначенной для автоматизации оперативного и бухгалтерского учета средних и крупных предприятий различных отраслей и видов деятельности. Как универсальный инструмент он позволяет проводить комплексную автоматизацию практически всех участков учета, выполнять весь спектр учетных задач - от ввода первичных документов до формирования отчетности.
Массовое успешное внедрение программ системы «1С» обусловлено их универсальностью, масштабируемостью, гибкостью настройки, грамотной маркетинговой стратегией. Основным достоинством приложений «1С» являются полная независимость от разработчика и способность работать при любых изменениях законодательства, что особенно важно для удаленных от крупных центров сельскохозяйственных организаций. [11, с. 62]
Качество готовых прикладных решений во многом определяется не только возможностями платформы, но и уровнем профессионализма, с которым было выполнено изменение конфигурации.
По итогам 2004 г. в Республике Беларусь лучшей системой автоматизации бухгалтерского учета, разработанной на платформе «1С», является конфигурация «Главный бухгалтер» белорусской фирмы ООО «Хьюмен систем» (рис.1). Она представляет собой универсальную систему автоматизации бухгалтерского и оперативного учета организаций Республики Беларусь. [11, с. 63]
Система «Главный бухгалтер» работает более чем в 150 организациях различных масштабов, отраслей и видов деятельности, она внедрена также в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь (МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи»). [45, с. 6]
Рисунок 1. Загрузка программы «1С: Предприятие 7.7»
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
Работа с системой предусматривает два основных процесса: конфигурирование и работу пользователя. На этапе конфигурирования выполняется разработка или модификация настройки программы в режиме «Конфигуратор». В соответствии с особенностями системы учета конкретного предприятия производится настройка различных элементов системы, прежде всего состава и структуры бухгалтерских счетов, состава, свойств и форм ввода констант, перечислений, справочников, документов, журналов документов, журналов операций и проводок, состава и алгоритмов отчетов и обработок, форм всех выходных документов.
Работа пользователя происходит в основном в режиме «1С: Предприятие 7.7». Для выполнения технологических операций над объектами программы пользователи по своему усмотрению могут применять различные средства:
- инструменты окна объектов;
- команды, содержащиеся в пункте меню «Действие»;
- команды контекстного меню;
- комбинации клавиш.
Рисунок 2. Ввод сведений об организации
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
В системе «Главный бухгалтер» содержится один план счетов для хозрасчетных организаций. Он представлен в виде справочника иерархической структуры, включающего перечень счетов и субсчетов (рис. 3).