Таблица 3.11. Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней
цены реализации 1 т зерна за 2004 год
Рынок сбыта продукции |
Цена за 1 т, тыс. руб. |
Объем реализации, т |
Структура реализации, % |
Изменение средней цены, руб. | |||
план | факт | план | факт | +, - | |||
Государству | 245 | 2741 | 4472 | 41,6 | 51,1 | +9,5 | +23275 |
Прочим потребителям | 149 | 3635 | 3921 | 55,2 | 44,8 | -10,4 | -15496 |
Работникам организации | 42 | 208 | 355 | 3,2 | 4,1 | +0,9 | +378 |
Итого | - | 6584 | 8748 | 100 | 100 | - | +8157 |
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Относительно реализации зерна наблюдается 51,1 – процентная его сдача государству. За счет увеличения удельного веса реализации государству цена увеличилась на 23275 руб. Планом был предусмотрен объем реализации зерна работникам предприятия размере 3,2 % от общей величины, однако по данному направлению реализация произошла на 4,1 % (увеличилась на 0,9 процентных пунктов). Сложившееся изменение в структуре определило рост среднереализационной цены зерна на 378 руб. в расчете на 1 тонну. По реализации зерна прочим потребителям, напротив, наблюдается снижение удельного веса на 10,4 процентных пунктов, в связи, с чем цена уменьшилась на 15496 руб.
Следовательно, в связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены на 1 т увеличился на 8157 руб., а сумма прибыли – на 71357 тыс. руб. (8157*8748).
Рассмотрим отклонение среднереализационных цен от их плановой величины под влиянием сроков реализации на примере картофеля. Из данных таблицы 3.12 видно, что за счет увеличения доли реализации картофеля в зимний период средняя цена реализации увеличилась на 1425 руб. за 1 тонну, а сумма прибыли возросла на 1636 тыс. руб. (1425*1148).
Таблица 3.12. Влияние сроков реализации картофеля на средний уровень
цены за 2004 год
Период реализации | Цена за 1 т, тыс. руб. | Объем реализации, т | Структура реализации, % | Изменение средней цены, руб. | |||
план | факт | план | факт | +, - | |||
01.09 – 30.11 | 175 | 1498 | 892 | 81,2 | 77,7 | -3,5 | -6125 |
01.12 – 28.02 | 190 | 235 | 169 | 12,7 | 14,7 | +2 | +3800 |
01.03 – 31.08 | 250 | 112 | 87 | 6,1 | 7,6 | +1,5 | +3750 |
Итого | 181,2 | 1845 | 1148 | 100 | 100 | - | +1425 |
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
В заключение обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции (таблица 3.13).
Таблица 3.13. Факторы изменения среднереализационных цен
МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» за 2004 год
Фактор |
Изменение средней цены реализации, руб. | |||||
Зерно |
Сахарная свекла |
Картофель |
Овощи |
Мясо |
Молоко | |
Качество продукции |
+6240 |
-8870 |
-9700 |
+1270 |
+17300 |
+1600 |
Рынки сбыта |
+8157 |
+2550 |
-12900 |
+14890 |
+12700 |
+1290 |
Сроки реализации |
+5903 |
-7980 |
+1425 |
+5340 |
+5100 |
+2210 |
Повышение цен в связи с инфляцией |
+35000 |
+10000 |
-40000 |
+210000 |
+340000 |
+120000 |
Итого |
+55300 |
-4300 |
-61175 |
+231500 |
+375100 |
+125100 |