Если агрокомбинат освоит выявленные резервы, то это даст ему возможность увеличить объем реализации продукции и повысить уровень товарности.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Их основными источниками являются:
- увеличение объема реализации продукции,
- снижение ее себестоимости,
- повышение качества товарной продукции,
- реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т. д. (рис. 8).
Рисунок 8. Структурно-логическая схема поиска резервов увеличения
прибыли от реализации продукции
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Таблица 3.26. Резервы роста прибыли за счет увеличения объема
реализации продукции в 2004 году
Вид продукции | Резерв увеличения объема реализации, т | Фактическая сумма прибыли на 1 т продукции, тыс. руб. | Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб. |
Зерно | 804 | 32,5 | 26130 |
Сахарная свекла | 2335 | 17,9 | 41797 |
Овощи | 3998 | 111,4 | 445377 |
Молоко | 625 | 25,4 | 15875 |
ИТОГО | - | - | 529179 |
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции (таблица 3.26) необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.
Одним из факторов, способствующим увеличению получаемой прибыли, является снижение ее себестоимости. Для подсчета величины данного резерва используется следующая формула:
Р↓С = Св – Сф = (Зф - Р↓З + ЗД) / (VВПф + Р↑VВП) – Зф /VВПф,
где Зф - фактические затраты на производство продукции;
Р↓З - резерв сокращения затрат на освоение резерва увеличения производства продукции;
ЗД - дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производства продукции;
VВПф - фактический объем производства продукции;
Р↑VВП - резерв увеличения производства продукции. [41, с. 232].
Резервы сокращения затрат выявляются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно – технических мероприятий (внедрение новой, более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, снижению материалоемкости, энергоемкости, фондоемкости.
Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста. Исходя из предварительно проведенных расчетов определения резерва снижения себестоимости отдельных видов продукции мы обнаружили, что в организации имеются довольно значительные резервы ее снижения (таблица 3.27).
Таблица 3.27. Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения
себестоимости продукции
Вид продукции | Резерв снижения себестоимости 1 т продукции, руб. | Возможный объем реализации продукции, т | Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб. |
Зерно | 510 | 8748 | 4460 |
Сахарная свекла | 230 | 10750 | 2470 |
Картофель | 850 | 1845 | 1570 |
Овощи | 2230 | 9708 | 21650 |
Мясо | 8560 | 374 | 3200 |
Молоко | 430 | 9438 | 4060 |
ИТОГО | - | - | 37410 |
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества продукции. Он определяется следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции. [41, с. 281].
МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» получит дополнительную прибыль в размере 17952 тыс. руб., если использует резерв повышения качества товарной продукции, т.к. в связи с увеличением удельного веса реализации скота высшей и средней и сокращением ниже средней и тощей категории упитанности средняя цена реализации возрастет на 48 тыс. руб. за 1тонну (таблица 3.28).
Р↑П = +48 тыс. руб. * 374 т = 17952 тыс. руб.
Таблица 3.28. Резервы роста прибыли за счет повышения упитанности
крупного рогатого скота в 2004 году
Категория упитанности животных | Закупочная цена за 1 т, тыс. руб. | Структура, % | Изменение средней цены реализации, тыс. руб. | ||
факт | план | +,- | |||
Высшая | 1500 | 70 | 90 | +20 | +300 |
Средняя | 1400 | 20 | 10 | -10 | -140 |
Ниже средней | 1200 | 8 | - | -8 | -96 |
Тощая | 800 | 2 | - | -2 | -16 |
ИТОГО | - | 100 | 100 | - | +48 |