· руководители подразделений: при согласовании планов продаж годового бюджета, при составлении смет на новые виды продукции;
· бухгалтерия: при сборе фактических данных по доходам и расходам за отчетный период;
· снабженец: при внесении изменений в сметы расходов на фоне изменения цен на материалы;
· технолог производства: при составлении смет на новые виды продукции, при расчетах эффективности производственного процесса, нового оборудования и т.п.
· офис-менеджер: при выдаче прайс-листов и приказов;
Требуемые ресурсы:
· оборудование: ПК, стандартное программное обеспечение, принтер, телефон;
· канцелярские материалы;
· информационные ресурсы: справочная и методическая литература.
Подчиненность и подотчетность:
· главному бухгалтеру;
Полномочия:
· вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию производственной деятельности предприятия;
· вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, находящихся в компетенции экономиста;
· вносить предложения по изменению штатного расписания;
· запрашивать лично или по поручению руководителя организации (структурного подразделения) информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
Результаты работы:
· количественные показатели работы: составление всех документов и отчетности, указанных регламентом в установленные сроки;
· качественные показатели работы: повышение экономической эффективности работы предприятия
О процессе работы:
Для того, чтобы выявить, насколько задачи и функции соответствуют цели работы, разберемся, что такое управленческий учет.
Управленческий учет – это система бюджетирования - комплексного планирования, учета затрат и доходов, контроля и анализа. Указанная система предназначена для сбора, обобщения, интерпретации и анализа информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.
В соответствии с этим, задачи, выполняемые экономистом ООО «Ура!» являются полностью согласованными между собой, и соответствуют цели работы экономиста. Функции содержат в себе именно такие обязанности, последовательное выполнение которых обеспечивает решение стоящих перед экономистом задач. Таким образом, процесс работы исследуемого сотрудника позволяет достигать общую цель – ведение управленческого учета на предприятии.
О ресурсах, обеспечивающих выполнение работы:
Ресурсы, обеспечивающие выполнение работы, недостаточны. Так, отсутствует методическая литература и выход в Интернет, где легко можно было бы посмотреть формулы, методики анализа и так далее.
Выход в программу Консультант плюс имеется только с компьютера главного бухгалтера, доступ к которому практически невозможен из-за высокой загруженности работой данного специалиста.
Оперативная память ПК экономиста недостаточна для выполнения нескольких программ одновременно (необходимо работать одновременно в 5 базах 1С, Excel, Word и MS Access). В результате чего много времени уходит на ожидание формирования необходимых отчетов в 1С, «зависание» компьютера в процессе обработки информации и переключением между программами.
О контактах, требуемых для выполнения работы:
Правила обмена информации с контактами экономиста регламентированы и не создают проблем в ее получении в кратчайшие сроки.
О контексте работы:
Поскольку экономист имеет право лишь вносить на рассмотрение руководства и собственников предложения по совершенствованию производственной деятельности предприятия и увеличению экономической эффективности, но не имеет права самостоятельно принимать такие решения и внедрять их в жизнь, то ответственности за это на нём практически нет. По большей части проекты залеживаются у руководителя, а затем у собственников, в результате чего управленческие решения принимаются несвоевременно, а бывает, и вовсе отклоняются. Таким образом, не всегда проделанная работа приносит результаты.
Итак, при проведении анализа работы экономиста, выявлены следующие помехи:
· нехватка ресурсов: нет методической литературы, Интернета, программы Консультант Плюс. Объем оперативной памяти недостаточен;
· отсутствует такой важный контакт, как Программист 1С, взаимодействие с которым позволило бы автоматизировать процесс получения данных из 5 баз 1С.
Таблица 2
Описание работы экономиста ООО «Ура!»
Должность |
Экономист |
Руководитель |
Главный бухгалтер |
Подчиненные |
Нет |
Замещение |
Главный бухгалтер |
Цель работы |
Ведение управленческого учета на предприятии |
Задачи |
· Составление годового бюджета предприятия · Сбор фактических данных по доходам и расходам · Контроль исполнения бюджета и анализ полученных результатов |
Функции |
· Составление плана продаж и плановых калькуляций себестоимости (смет расходов) по всем видам деятельности · Формирование отчета продаж по менеджерам за отчетный период · Ведение учета по фактически произведенным расходам предприятия в разрезе подразделений и финансовых структур и статей затрат · Формирование отчетности по финансовым результатам месяца · Сравнительный анализ фактических данных с плановыми (бюджетом) · Факторный анализ отклонений от бюджета, анализ себестоимости при позаказном учете · Принятие управленческих решений - внесение изменений в сметы расходов и в прайс-листы · Формирование приказов по экономическим вопросам в целях оптимизации работы предприятия |
Контакты |
Внутренние: · руководители подразделений: при согласовании планов продаж годового бюджета, при составлении смет на новые виды продукции; · бухгалтерия: при сборе фактических данных по доходам и расходам за отчетный период; · снабженец: при внесении изменений в сметы расходов на фоне изменения цен на материалы; · технолог производства: при составлении смет на новые виды продукции, при расчетах эффективности производственного процесса, нового оборудования и т.п. · офис-менеджер: при выдаче прайс-листов и приказов. Внешние: · конкуренты: при сравнительном анализе цен |
Результаты |
Количественные: · составление всех документов и отчетности, указанных регламентом в установленные сроки; Качественные: · повышение экономической эффективности работы предприятия |
Требования |
Экономист должен знать: · Законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по планированию, учету и анализу хозяйственной деятельности. · Организацию плановой работы, порядок разработки перспективных и годовых планов хозяйственно-финансовой и производственной деятельности предприятия. · Порядок разработки бизнес – планов. · Порядок разработки нормативов материальных, трудовых и финансовых затрат. · Методы экономического анализа и учета показателей деятельности предприятия. · Методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда. · Методы и средства проведения вычислительных работ, возможности применения вычислительной техники для осуществления технико-экономических расчетов и анализа хозяйственной деятельности предприятия. · Организацию оперативного и статистического учета. · Порядок и сроки составления отчетности. · Основы технологии производства. · Законодательство о труде, правила и нормы охраны труда. |
Рабочие условия |
График работы: с 9 до 18 часов. Обед: с 13 до 14 часов. Регламентированные перерывы на чай в 11.00. и 16.00. по 10 мин. Выходные: суббота, воскресение. Рабочее место находится в офисе, оно оборудовано такими средствами связи, как персональный компьютер, принтер, телефон. |