10. Представить официанта по имени.
11. Пожелать «Приятного аппетита» или «Приятного вечера».
12. Найти нужного официанта.
Правило открытого меню – предупредить на кухне о большой компании.
Организация хост-стенда.
Меню, моющие средства, карандаши, реклама (визитки), детское меню, бумага для рисования, журнал резервации (лист ожидания), шарики, лента, детские стулья, телефон.
Стандарты обслуживания.
Семь этапов показательного обслуживания:
Приветствуйте гостей в течение 30 сек. с того момента, как их посадили за столик. Представьтесь по имени. Расскажите о специальных предложениях (суп дня, напитки дня, блюдо дня, рекламные акции и т.д.).
При продаже напитков и блюд описывайте их, используя их полные названия, запишите заказ, повторите заказ, поблагодарите гостя за заказ, быстро пробейте заказ. Приносите напитки в течение 3* минут, а закуски в течение 10 минут. При подаче блюд говорите их полные названия как в меню.
Предлагайте горячие блюда, используя красочные описания и полные названия блюд, запишите заказ, повторите заказ, поблагодарите гостя за заказ, быстро пробейте заказ. Подавайте салаты в течение 2 мин. Если не заказана закуска, в другом случае подавайте салат между закуской и основным блюдом.
Подавайте горячее (основное) блюдо в течении 15 мин. с момента поступления заказа. После заказа, в случае приготовления блюда дольше, чем 15 мин., предупредите гостя.
Возвратитесь к столику в течении 3 мин после того, как заказ принесли гостям, чтобы удостовериться, что их все устраивает и выполнить другие просьбы. Постоянно наблюдайте за столиком:
Убирайте со стола.
Контролируйте уровень напитков.
Меняйте пепельницы (допускается не более 2х бычков).
Предлагайте салфетки, соусы, сыр и перец etc.
Предлагайте десерты и напитки (диджестивы, чай, кофе), используя их красочное описание. Подавайте десерты в течении 3-4 мин.
Приносите чек, как только об этом попросит гость. Приносите сдачу и закрытый чек в течение 1 мин. Поблагодарите гостей и пригласите прийти еще.
* - время может варьироваться в зависимости от загруженности ресторана.
Организация работы на позиции.
Наблюдать.
Предвосхищать.
Приоритеты:
- проблемные гости;
- вновь пришедшие;
- готовые оплатить счет;
- гости, которым принесли блюда;
- дети.
Большие столы:
- выяснить, кто главный;
- счет общий или раздельный;
- нумерация гостей;
- большие порции блюд и напитков.
Выносить все сразу, помогать и просить о помощи.
Напитки предлагать кувшинами.
Работа в команде.
Обязанности в течение смены.
1.Обязанности по открытию ресторана – ОТКРЫТИЕ.
- протереть столы, стулья, их ножки, накрыть столы, заполнить станции, сервис-бар, натереть приборы.
2.Обязанности в течение смены – ТЕКУЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ - пополнять станцию, натирать приборы, поддерживать в чистоте отдельные станции ресторана, затаривать сервис-бар, помогать хостесс.
3.Обязанности для того, чтобы уйти пораньше – OTLE.
В часы небольшой загруженности менеджер отпускает некоторых сотрудников раньше.
Менеджер принимает решение, принимая во внимание количество посетителей в ресторане и возможность остающихся сотрудников качественно обслуживать гостей. Менеджер сообщает о своем решении всем сотрудникам. Это очень важно, т.к. это касается всего обслуживающего персонала, поскольку станции расширяются и прибавляется работы.
- закрыть сервис-бар, станции, натереть приборы, заполнить соль-перец-сахар на своей позиции, подмести позицию.
4.Обязанности по закрытию – ЗАКРЫТИЕ.
- собрать все со столов, протереть столы, поднять стулья, подмести зал, разобрать кассеты.
Как распределять обязанности?
Старший смены грамотно и равномерно распределяет обязанности по открытию зала, чтобы разделить ответственность на всю смену и знать с кого спросить в случае недоделок. Текущие обязанности он же расписывает перед сменой каждому официанту, OTLE – в конце смены, а закрывает зал 1-2 человека согласно ротации.
План зала, разделение на позиции.
Этот пункт включает нумерацию столов и разделение зала на позиции для комфортной работы официантов. Я смогу его расписать, когда увижу план ресторана (зала, бара и кухни в целом).
Правила работы на сервис-баре.
Сервис-бар - место в баре, где официант/официантка заказывает напитки.
Правила поведения:
Работать с барменом в команде.
Не есть украшения для напитков.
Относить напитки строго по чекам.
Накалывать чеки.
Не говорить один и тот же заказ двум барменам.
Убирать за собой.
Правила обращения со льдом:
Лед берем всегда только специальным совком.
Не класть лед в горячую посуду.
3. Процедура замены льда. Если вы разобьете бокал во льду или рядом с ним, немедленно сообщите об этом, положив на него полотенце, для того, чтобы никто не использовал этот лед. Если вы не уверены, попали осколки разбитого бокала в лед или нет, считайте, что попали. Не испытывайте судьбу. Контейнер для льда должен быть полностью освобожден и очищен перед тем, как положить туда новый лед.
4. Лед должен быть твердый, сухой, холодный и прозрачный.
Принцип 30/60/30:
30 сек. – время приветствия гостя;
60 сек.- время приготовления напитка;
30 сек. – время расчета гостя.
4 Правила обращения с посудой:
1. Каждому напитку свой бокал.
2. Посуда чистая.
3. Посуда без сколов и трещин.
4. Посуда соответствующей температуры.
Правила безопасности:
Все оборудование содержать в порядке.
Правиал санитарии.
Использование химических средств.
Процедура натирки стаканов.
Как работать с кассой.
Общее правило таково:
- если вы пробиваете все заказанные гостями блюда за один раз (на один чек), то и готовы они будут все одновременно. Т.е. примерно в одно время они появятся готовыми на EXPO. (Пример: вам заказали салат, который готовится максимум 5 минут, и Филе Миньон – прожарки well done, который, соответственно, жарится порядка 25ти-30ти минут. Вы пробиваете это все одним чеком (за один раз). Таким образом, Миньон и Салат появятся на EXPO примерно одновременно, т.е. через 25-30 минут…)
- учтите тот факт, что, как правило, гости хотят получить свои первые блюда (блюда которые они заказали первыми) одновременно друг с другом. Т.е. 1й не хочет сидеть и ждать свой сэндвич, глядя как 2й, его сосед, в это время с чавканьем и причмокиванием поглощает, например супчик. (Хотя сэндвич готовится дольше, чем суп). Лучше чтобы гости начали трапезу одновременно.
Лучше уточнить сразу у самих же гостей, в каком порядке они хотят получить свои блюда.
Но как всегда есть маленькие Исключения:
Это детские блюда, которые готовятся в первую очередь, так как детям, учитывая их возраст, непоседливость и стойкое желание родителей, чтобы их отпрыски покушали хоть чуть-чуть, и все такое, надо покушать в первую очередь
И также вы можете попросить ребят на кухне отдавать вам блюда как только они будут готовы (”по мере готовности”). Что в общем-то не совсем желательно, особенно учитывая периоды «Жестокой Запары».