где– время на отдых и личные надобности в процентах от оперативного времени (табл. 8.6) [18].
Таблица 8.6
Время на отдых и личные надобности в зависимости от способа установки детали, ее веса, коэффициента занятости и оперативного времени
Способ установки детали |
Вес детали, кг |
Коэффициент занятости многостаночника[3] |
Оперативное время операции, мин | |||
3 |
5 |
10 |
свыше 10 | |||
время на отдых и личные надобности в процентах от оперативного времени | ||||||
Ручной |
1 |
0,2 |
7 |
6 |
5 |
5 |
0,4 |
7 |
6 |
6 |
5 | ||
0,8 |
7 |
6 |
6 |
6 | ||
1,0 |
8 |
7 |
7 |
6 | ||
5 |
0,2 |
7 |
6 |
6 |
5 | |
0,4 |
7 |
6 |
6 |
6 | ||
0,8 |
7 |
6 |
6 |
6 | ||
1,0 |
8 |
7 |
7 |
7 | ||
10 |
0,2 |
7 |
6 |
6 |
5 | |
0,4 |
7 |
6 |
6 |
6 | ||
0,8 |
8 |
6 |
6 |
6 | ||
1,0 |
9 |
7 |
7 |
7 | ||
20 |
0,2 |
– |
7 |
7 |
6 | |
0,4 |
– |
8 |
8 |
7 | ||
0,8 |
– |
8 |
8 |
7 | ||
1,0 |
– |
9 |
9 |
8 | ||
Подъемником |
Свыше 20 |
– |
– |
5 |
– |
– |
Если многостаночное обслуживание входит в состав поточной линии, то должно быть выдержано соотношение:
где– штучное время при многостаночном обслуживании,мин.;
– такт линии, мин.
Норма выработки деталей в смену по каждому станку многостаночного комплекта (шт.):
где– продолжительность рабочей смены, минут;
– норма штучного времени для условий многостаночной работы, мин./деталь.
Для установления расценки за деталь необходимо часовую тарифную ставку рабочего-многостаночника распределить пропорционально нормам выработки деталей в час с каждого станка многостаночного комплекта:
гдер – расценка за деталь;
– часовая тарифная ставка рабочего-сдельщика;
п – количество станков многостаночного комплекта;
– норма выработки деталейв час по одному станку многостаночного комплекта.
Для обоснования нормы обслуживания с учетом вероятностного характера времени занятости рабочего и правильного выбора метода обслуживания при проектировании многостаночного обслуживания применяют теорию массового обслуживания.
Пусть один рабочий обслуживает i станков; каждый станок – источник заявок; остановка станка – подача заявки на обслуживание; интенсивность потока заявок, порождаемых каждым источником ;интенсивность потока обслуживаний:
(8.5)
Заявка, пришедшая от станка (источника) в момент, когда рабочий (канал) занят, становится в очередь и ждет обслуживания. При этом станок может подать следующую заявку только в том случае, если поданная им предыдущая заявка уже обслужена.
Поскольку по окончании обслуживания станки не покидают систему, а остаются в ней и через некоторое время вновь подают заявку, то имеем замкнутую одноканальную систему массового обслуживания (СМО), содержащую конечное число станков (источников заявок), каждый из которых может находиться в одном из двух состояний: активном или пассивном.
Активное состояние источника — это такое состояние, при котором уже обслужена поданная им последняя заявка. Пассивное состояние характеризуется тем, что поданная источником последняя заявка еще не обслужена, т. е. либо стоит в очереди, либо находится под обслуживанием.
Параметры и показатели многостаночного обслуживания при индивидуальной работе рабочего – многостаночника приведены в табл. 8.7 и 8.8.
Таблица 8.7.
Параметры многостаночного обслуживания как замкнутой одноканальной СМО [13]
№ |
Параметры |
Обозначения, значения |
1 |
Число каналов обслуживания (рабочих) |
n = 1 |
2 |
Число обслуживаемых рабочим станков (источников заявок) |
|
3 |
Интенсивность простейшего потока заявок, порождаемого каждым станком (источником) (заявок в мин.) |
|
4 |
Интенсивность простейшего потока обслуживаний Поб (обслуживаний в мин.) |
|