Сумма элементов столбца (7) равна среднему числу NПАСтребующих обслуживания станков (см. формулу в строке 6 табл. 8.8): NПАС = 1,393936.
Коэффициент занятости рабочего (вероятность того, что рабочий занят обслуживанием станков), равен (см. формулу в строке 3 табл. 8.8)
Значение среднего числа станков в пассивном состоянии NПАС(находящихся в обслуживании и в очереди на обслуживание) мы получили ранее, используя вычисленные предельные вероятности состояний системы. Однако значение NПАС можно получить и по более удобной для вычисления формуле, использующей из вероятностей состояний только р0:
(станков).
Возможное различие в значениях величины , полученных здесь и ранее, связано с ошибками округлений.
Среднее число станков в очереди на обслуживание (ожидающих обслуживания) определяем по формуле:
Среднее число обслуживаемых станков можно получить по формуле
NОБ = NПАС – NОЧ = 1 – р0 = 1 – 0,2929287 = 0,707071.
Средняя интенсивность входящего потока станков
.
Среднее время пребывания станка в обслуживании, минут:
Среднее время ожидания станка в очереди, минут:
Средняя производительность группы обслуживаемых рабочим станков определится из формулы, приведенной в строке 13 табл. 8.8:
изделий за одну минуту, или изделия за 1 час.
Средняя потеря производительности за счёт группы станков, находящихся в пассивном состоянии определится из формулы, приведенной в строке 14 табл. 8.8:
Расчеты значений показателейпосле внедрения комплекса организационно–технических мероприятий производим, как для существующей организации многостаночного обслуживания. Для удобства сопоставления и проведения анализа сведем рассчитанные показатели эффективности в табл. 8.11.
Таблица 8.11
Показатели эффективности многостаночного обслуживания при существующей организации и после внедрения комплекса организационно–технических мероприятий
Показатели |
Значения показателей | |
при существующей организации многостаночного обслуживания |
после внедрения комплекса организационно–технических мероприятий | |
Коэффициент занятости рабочего |
0,707071 |
0,7237665 |
Вероятность простоя рабочего |
0,2929287 |
0,2762335 |
Среднее число требующих обслуживания станков |
1,393936 |
1,539789 |
Среднее время ожидания станком обслуживания |
|
|
Среднее время пребывания станка в обслуживании |
|
|
Средняя производительность группы обслуживаемых рабочим станков (производительность труда рабочего) |
|
|
Средняя потеря производительности за счет группы станков, находящихся в пассивном состоянии |
|
923,8734 |
Средняя производительность одного станка |
432,72768 |
446,0167 |
Средняя потеря производительности одного станка |
167,27232 |
153,9833 |
Для определения последних двух показателей разделим значения средней производительности и средней потери производительности групп станков соответственно на числа станков в обслуживаемой рабочим группе.
Проведем анализ полученных показателей многостаночного обслуживания.
После внедрения комплекса организационно–технических мероприятий коэффициент занятости рабочего увеличится:
следовательно, занятость рабочего несколько возрастет.
Вероятность простоя рабочего уменьшится:
Увеличение среднего числа требующих обслуживания станков составит:
Среднее время ожидания станком обслуживания уменьшится:
Среднее время пребывания станка в обслуживании уменьшится:
Часовая производительность труда рабочего (средняя производительность группы обслуживаемых рабочим станков) возрастет:
Средняя потеря производительности группы обслуживаемых рабочим станков возрастет:
Часовая производительность одного станка увеличится:
Средняя потеря производительности одного станка уменьшится:
Полученные результаты дают возможность провести сравнительный расчет показателей эффективности многостаночного обслуживания при существующей организации, и после проведения комплекса организационно–технических мероприятий.
Объемы производства в единицу времени Qi,Тз (за 1 час сменного времени) в стоимостном выражении (или часовую производительность труда рабочего в стоимостном выражении) определим с учетом доли оперативного времени (d) во времени смены: