Для формулирования экономического подхода к пониманию институциональной устойчивости, необходимого для раскрытия сущности функционирования механизмов согласования интересов хозяйствующих субъектов, может быть использовано понятие инфраструктуры рынка, которая рассматривается как совокупность взаимодействующих агентов рынка, строение и параметры которой характеризуют технический аспект функционирования рыночных институтов. Соотнести понятие инфраструктуры рынка и его институциональной организации, которые рассматриваются как разноуровневые проекции действительного экономического механизма в системе экономического знания, можно следующим образом.
Формирование новых общественных институтов сопровождается появлением соответствующих понятий и терминов, отражающих содержание происходящих процессов, к которым относится и категория «рыночной инфраструктуры». Сущность и содержание данного понятия постоянно дополняется и обновляется: так в 70-е гг. ХХ в. под инфраструктурой понималась некая совокупность отраслей, функционирование которых было направлено на обеспечение деятельности базовых промышленных и аграрных производств как указывает энциклопедия: «Инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura – строение, расположение) – комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство: строительство шоссейных дорог, каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т.п.». Представленное определение носит крайне общий характер, объединяя самые разнородные сферы хозяйственной деятельности, что, вероятно, объясняется происхождением термина из области военно-технического снабжения, где им обозначались объекты и сооружения, обеспечивающие нормальную деятельность вооруженных сил. Наиболее существенным признаком понятия инфраструктуры является выделение ее обеспечивающей роли в создании общих предпосылок воспроизводственного процесса, базовых условий роста общественного производства и прогресса. Инфраструктура является обязательным компонентом любой целостной экономической системы, выполняя определенную интегрирующую функцию в условиях свободной рыночной экономики.
С ростом значимости систем обеспечения для функционирования экономической системы изменялось и наполнялось новым содержанием понятие инфраструктуры, включая области информационного, финансового и иного сопровождения производственно-коммерческих процессов. С развитием рыночных отношений и необходимостью формирования качественно новой системы хозяйственных связей, основывающихся на товарном обмене, в отечественной экономической литературе утвердился термин «рыночная инфраструктура», обозначающий совокупность сфер деятельности, способствующих процессам товародвижения. Так, авторы работы, являющейся одним из первых отечественных исследований, полностью посвященного вопросам формирования рыночной инфраструктуры, В.П. Федько и Н.Г. Федько отмечают, что: «Под рыночной инфраструктурой понимают совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве». Функциональной основой рыночной инфраструктуры выступает: «Существование взаимосвязанной системы организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, перемещающиеся в пределах рыночной системы под воздействием рыночных стимулов» [25].
В отечественной литературе предлагается следующий перечень институтов инфраструктуры рынка:
– кредитная система и коммерческие банки;
– эмиссионная система и эмиссионные банки;
– организационно оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах;
– аукционы, ярмарки и другие формы организованного внебиржевого посредничества;
– система регулирования занятости населения и центры (государственные и негосударственные) содействия занятости (биржи труда);
– информационные технологии и средства деловой коммуникации;
– налоговая система и налоговые инспекции;
– система страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые (государственные и негосударственные) компании;
– специальные рекламные агентства, информационные агентства и средства массовой информации;
– торговые палаты, другие общественные и добровольные государственно-общественные объединения деловых кругов;
– таможенная система;
– профессиональные союзы работающих по найму;
– коммерческо-выставочные комплексы;
– коммерческие центры;
– логистические сервисные центры;
– система высшего и среднего экономического образования;
– консультационные (консалтинговые) компании;
– аудиторские компании;
– общественные и государственно-общественные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности.
Данный перечень инфраструктурных элементов обеспечивает функционирование рынков, совокупность которых обобщена в виде таблицы 1.
Таблица 1. Направленность отдельных институтов рыночной инфраструктуры
Составные элементы инфраструктуры |
Вид рынка |
Товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, выставки, посреднические структуры |
Рынок товаров и услуг (рынок средств производства и предметов потребления) |
Информационные центры, рекламные агентства, аудиторские и юридические фирмы |
Рынок информации |
Банки, фондовые биржи, страховые компании, различные фонды |
Рынок денежных средств, инвестиций |
Рекрутинговые структуры – биржи труда |
Рынок труда |
На основе рассмотренного состава инфраструктурного комплекса товарного рынка и хозяйственных институтов выделяются следующие структурные элементы каждого из них:
1. Торгово-посреднический комплекс, включающий в себя оптовое и розничное звено торговли: товарные склады и складские комплексы; мелкооптовые базы и магазины-склады; торговые сети; товарные биржи; торговые дома; оптовые ярмарки, аукционы и выставки-продажи товаров; фирмы, занимающиеся посредничеством во внешней торговле.
2. Сервисный комплекс: сервисные центры в разрезе отраслевой направленности (авто, аграрной и пр.); предприятия по оказанию производственных услуг; предприятия по производству и ремонту тары; лизинговые фирмы; пункты аренды недвижимости; транспортно-экспедиционные фирмы; структуры по сбору и переработке вторичных ресурсов и отходов производства.