Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Представленный перечень целей некоммерческих организаций соответствует задачам реализации деятельности по экономическому медиаторству.
Период массового становления российских некоммерческих организаций – более 10 лет в историческом плане небольшой. Однако его значимость для институционального развития страны трудно переоценить. Одна из проблем, тормозящая эффективную работу некоммерческих организаций, – технологическое несовершенство и неполнота базы правовой информации, которой некоммерческие организации обладают сегодня.
В последнее время количество некоммерческих организаций в России резко возросло, изменился и их качественный состав. Деятельность некоммерческих организаций бизнеса подчинена удовлетворению интересов хозяйствующих субъектов, что предполагает представительскую роль, роль медиатора в диалоге бизнеса и государства, обеспечивая необходимое продвижение политических решений в экономической политике государства. Государство также должно быть заинтересовано в развитии таких организаций, чтобы можно было конструктивно формировать и реализовывать экономическую политику, что предполагает разработку системы мер поддержки подобных организаций. Предоставление третьему сектору государственных и муниципальных средств может носить прямой и косвенный характер (прямое и косвенное финансирование третьего сектора). Прямое финансирование – это, например, оплата некоммерческой организации выполняемого ею социального заказа. Косвенным финансированием является предоставление льгот, т.е. освобождение от части платежей, главным образом налоговых, а также иных обязательств, которые организация должна была бы в противном случае нести по отношению к государственным и муниципальным органам.
Прямое содействие функционированию и развитию независимых некоммерческих организаций, осуществлению и совершенствованию их уставной деятельности выражается в мерах следующего порядка:
– предоставление независимым некоммерческим организациям налоговых льгот;
– предоставление налоговых льгот лицам, оказывающим материальную поддержку организациям третьего сектора;
– предоставление независимым некоммерческим организациям льгот неналогового характера (по аренде помещений и т.п.);
– бюджетное финансирование (субсидирование) деятельности и развития организаций третьего сектора (например, выделение средств на ремонт помещений созданного в форме автономной некоммерческой организации приюта для престарелых);
– безвозмездная передача государственного или муниципального имущества (зданий, сооружений, технических средств и т.п.) в собственность независимым некоммерческим организациям;
– предоставление льготных кредитов;
– информационная, консультационная помощь и другие формы поддержки.
Привлечение независимых некоммерческих организаций к разработке и реализации государственных и муниципальных программ производится в таких формах, как:
– координация деятельности и совместная разработка программ;
– размещение заказов на выполнение социальных услуг;
– поддержка проектов и программ независимых некоммерческих организаций в рамках государственных и муниципальных программ.
Развитие некоммерческих организаций, а также их взаимодействие с государственными и региональными органами власти является значительным резервом организационно-управленческой деятельности, который может быть задействован для решения задач формирования механизмов медиаторства и, тем самым, для решения задачи повышения институциональной устойчивости. Развитие самоуправления в экономике инициирует процессы самоорганизации и коллективизма, в ходе которых объединенные личные интересы (индивидуальные полезности) приводят к росту общественной полезности: экономии в потреблении ресурсов и сокращению бюджетных дотаций.
Формы общественного самоуправления создают институциональную, социальную и широкую финансово-экономическую базу для развития общественного самоуправления. Таким образом, процессы развития медиаторства должны стать основой формирования местной системы управления нового качества, при этом инициативы хозяйствующих субъектов к самоорганизации и саморазвитию, к самоуправлению в виде создания различных ассоциаций и объединений достигнут те же характеристики роста эффективности и отдачи, что и сами экономические агенты, и смогут действовать на реализацию общественно одобренной программы с помощью профессиональных менеджеров. Это позволит постепенно реорганизовать и модернизировать переходную институциональную структуру отечественной экономики в развитую хозяйственную систему с мощными механизмами общественной самоорганизации.
Формирование социального сервиса нового типа должно основываться на активном развитии современных форм организации учреждений социального обслуживания, одной из которых являются некоммерческие организации. Они выступают новыми механизмами хозяйствования и реализуют значимые коммуникационно-организационные функции. Отечественная рыночная инфраструктура испытывает острый недостаток в подобных образованиях, которые способны обеспечить согласование интересов государства, бизнеса и общества в самых широких сферах экономической деятельности. С этих позиций развитие некоммерческих организаций выступает основой формирования системы управления нового качества, способной обеспечить стабильное и устойчивое существование социальной сферы, во многом содействовать решению «парадокса социального сервиса».
Выводы и рекомендации
Рыночная инфраструктура отечественной экономики с начала реформ развивалась в условиях серьезного социально-политического и экономического кризиса. В сложной обстановке формирования новых общественных и экономических институтов складывалась новая система хозяйственных отношений на потребительском рынке. По мере снижения тяжести кризисных процессов начался переход в управлении хозяйственной системой от государственных административно-разрешительных мер к экономическим рычагам, стимулирующим становление развитой инфраструктуры рынка с наличием значительного числа самостоятельно хозяйствующих субъектов, действующих в конкурентных условиях. В процессе проведения качественных преобразований отечественной экономики четко проявилась недостаточная теоретическая и методологическая проработка значительного перечня вопросов в области обеспечения масштабных институциональных преобразований.