– управление составом, управление структурой (в которое обычно в рамках теоретико-игровых моделей включают управление порядком функционирования);
– институциональное управление (управление «допустимыми множествами»);
– мотивационное управление (управление предпочтениями и интересами – целевыми функциями);
– информационное управление (управление информацией, которой обладают участники организационной системы на момент принятия решений).
В данной типологии, как отмечает и сам автор, институциональное управление понимается в узком смысле как ограничивающее.
В более широком аспекте институциональное управление как систему воздействий на институты социально-экономической системы сопоставить по сфере решаемых проблем другими типами управления следующим образом (табл. 4).
Таблица 4. Сопоставление институционального управления с другими типами управления
Вид управления |
Проблемы |
Институциональное управление |
Управление составом |
Определение структуры и состава организации |
Институциональная организация социально-экономической системы |
Мотивационное управление |
Воздействия на предпочтения и интересы |
Согласование интересов |
Информационное управление |
Управление информацией участников организации |
Единое информационное поле институциональной среды |
Совокупность базовых понятий управления с позиции институционализма определяется следующим образом:
1. Субъект управления – центральная фигура в системе управления; это тот, кто принимает решения, осуществляет выбор, устанавливает задачи других лиц и правила действий по их исполнению. Субъект управления рассматривается как фигура, инициирующая действия путем принятия решения, постановки задач, координации или иным образом, но в своих инициативах всегда имеющая ограничения в связи с рисками, интересами, способностями, компетенциями, институциональными идеологиями и т.д.
2. Объект управления – элемент системы управления, на который направлено управляющее воздействие субъекта управления. В качестве интегральных объектов управления можно выделить:
1) организации: коллективные действия, иерархии, сети, потоки и т.д.;
2) институты: нормы, правила, ценности, идеологии, мотивы, оценки и т.д.;
3) территории: публичные сообщества, арены, рабочие места и др.;
4) объекты права собственности: ресурсы, способности, обязательства;
5) активы: ценности, результаты, знания, доверие и т.д.
3. Управленческие взаимодействия – комплекс действий, составляющих управленческую деятельность, т.е. обеспечивающих осуществление всего спектра функций управления. С точки зрения институциональной теории, к управленческим взаимодействиям наряду с осуществлением классических функций, связанных с планированием, организацией, мотивацией, контролем, следует выделить выработку институционализированной цели деятельности, правил и порядка ее достижения, установления смыслов и интерпретаций, связанных с достижением цели, контрактацию, формулирование идеологии и политики и т.д.
4. Структура управления – институциональное образование, в рамках которого предопределяется цельность трансакции. Трансакции опосредуются управленческими структурами (рынками, иерархиями и их смешанными формами).
5. Институциональная среда управления – один из наиболее важных компонентов системы управления. Под средой управления понимается конструируемая из существующих или специально создаваемых элементов, факторов и условий область действий, создающая реальную возможность управления и реализации желаемых состояний. Институциональная среда управления представляет собой комплекс институциональных образований, опосредующих управленческие взаимодействия, влияющие на решения субъекта управления, на поведение объекта управления, взаимные оценки и т.д. Институциональная среда в масштабе социума формируется достаточно продолжительное время и не может кардинально измениться за короткое время даже в результате серьезных трансформаций. Институциональная среда может пониматься как правила игры, определяющие контекст, в котором осуществляется экономическая деятельность. Базовые политические, социальные и правовые нормы образуют основу производства, обмена и распределения.
6. Институциональное устройство – контрактные отношения или структура управления, объединяющая хозяйственные единицы и определяющая способ их кооперации и / или конкуренции.
Общий субъектно-объектный состав институционального управления, рассмотренный выше, обобщен в таблице 5.
Таблица 5. Субъектно-объектный состав институционального управления
Субъекты управления |
Объекты управления |
Управленческие воздействия |
Государственные органы |
Правила, законы |
Директивные, меры прямого и косвенного регулирования |
Хозяйственные организации |
Права собственности, ресурсы, обязательства |
Бизнес-планирование, хозяйственное управление |
Деловое сообщество |
Обычаи, традиции |
Формирование доверия, составление оценок и рейтингов |
Общественные организации |
Ценности, идеология |
Морально-этические, коллективные акции |
Автор считает, что важнейшим элементом структуры институционального управления являются механизмы согласования – особый тип управленческого взаимодействия, позволяющий выработать такие формы трансакций, которые удовлетворяют интересам всех участников экономического процесса. Согласование процессов функционирования институтов непосредственно связано с их устойчивостью – понятием, которое широко используется в институциональных исследованиях, но еще недостаточно изучено с теоретико-методологических позиций. Раскрытие вводимых понятий согласования и институциональной устойчивости производится в настоящем исследовании на основе изучения процессов региональной экономики.
Одним из элементов, повышающих эффективность регионального управления, являются структуры, охватывающие различные институты: законы, правила игры, определенные кодексы поведения, типы отношений и связей. В качестве важного института, присущего именно региональному уровню управления, рассматривается институт согласования экономических интересов различных агентов рынка. Институциональная среда, выступающая интеллектуальным результатом воспроизводственной деятельности людей, обществ и государств, формирует соответствующие трансакционные отношения, которые в итоге влияют на трансакционные издержки жизнедеятельности людей. Высокий уровень человеческих, демократических отношений в обществе предполагает наличие развитых, обоснованных и согласуемых с законами трансакционных отношений и издержек. Наиболее важным аспектом формирования эффективных институциональных отношений является необходимость создания принципиально нового процесса взаимодействия между бизнесом и государством. Взаимодействие бизнеса и власти, отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития регионов. Такое взаимодействие необходимо потому, что в условиях регулируемых рыночных отношений государство не может обойтись без бизнеса, так же как и бизнес не может существовать без государства – следовательно, существует объективная необходимость формирования действенных механизмов согласования интересов обеих сторон.