Расчет исходных показателей приведен в таблице 7.
Расчет исходных показателей для факторного анализа себестоимости
Показатель |
Алгоритм расчета |
Расчет |
Сумма, руб. |
Плановая себестоимость Плановая себестоимость при фактическом объеме выпуска Себестоимость 1 тонны цемента при фактических объеме выпуска и постоянных затратах и при плановом уровне переменных затрат Фактическая себестоимость |
Спл = Апл/Vпл + Впл С1 = Апл/Vф + Впл С2 = Аф/Vф + Впл Сф = Аф/Vф + Вф |
97027000/1600000+276,3 97027000/1500000+276,3 105510000/1500000+276,3 105510000/1500000+281,6 |
336,9 340,9 346,6 351,9 |
Расчет влияния факторов первого порядка на 1 тонну цемента методом цепной подстановки приведен в табл.8.
Расчет влияния факторов первого порядка на 1 т цемента
№ п/п |
Фактор |
Алгоритм расчета |
Расчет |
Размер влияния, руб. |
1. 2. 3. |
Объем выпуска продукции Постоянные затраты Переменные затраты |
С1 - Спл С2 - С1 Сф - С2 |
340,9-336,9 346,6-340,9 351,9-346,6 |
+4,0 +5,7 +5,3 |
Итого: |
Сф - Спл |
351,9-336,9 |
+15,0 |
Себестоимость 1 тонны цемента непосредственно зависит от влияния следующих факторов первого порядка:
изменения объема выпуска продукции;
изменения суммы постоянных затрат;
изменения уровня удельных переменных затрат.
Из табл.8 видно, что фактическая себестоимость 1 тонны цемента выше плановой на 15,0 руб. или на 4,4% в том числе за счет невыполнения плана по выпуску товарной продукции на 4,0 руб. или 1,2% (4,0/336,9 * 100), что является причиной роста постоянных затрат на 1 тонну цемента на 5,7 руб. или на 1,7% (5,7/336,9 * 100), а также роста переменных затрат на 5,3 руб. или на 1,5% (5,3/336,9 * 100).
Значительный перерасход прямых производственных затрат произошел по не зависящим от предприятия причинам, т.к в отчетном году цены и тарифы на покупные со стороны сырье и материалы оказались выше плановых. Особенно в последние годы наблюдается значительный рост цен на топливо (мазут), а также на его транспортировку.
Результаты проведенного анализа показывают основное направление инвестиционных проектов на предприятии - поиск возможных путей снижения расходов на основе реконструкции и модернизации производства.
3. Обоснование инвестиционных проектов в ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ"
Результаты анализа показали, что основными резервами снижения себестоимости цемента в ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ" является:
сокращение затрат на топливо, используемое непосредственно в технологическом процессе;
увеличение объема выпуска цемента за счет расширения производственных мощностей предприятия.
Поэтому основными направлениями инвестиционных проектов рекомендуется выбрать следующие:
1. Установка газопровода для перевода производства на природный газ
2. Закупка оборудования для расширения действующего производства на базе неиспользованных производственных мощностей.
Экономия топлива имеет существенное значение в себестоимости цемента в связи с высоким удельным весом этих затрат в себестоимости цемента (37,9%). В качестве топлива на технологические цели (обжиг клинкера) в ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ" используется мазут. Применение природного газа по сравнению с применяемым мазутом в производстве цемента имеет большое преимущество, а именно улучшается минералогический состав клинкера и качество цемента, улучшается режим работы и удлиняется срок службы оборудования, возрастает его производительность, не требуется дорогих работ, необходимых при использовании мазута (хранение, специальная транспортировка), снижается удельный расход топлива, что в итоге приводит к существенному снижению себестоимости цемента. Кроме того значительно повышается культура производства, так как газ обладает исключительно ценными качествами, каких нет у мазута: бесшумно горит, не образует дыма, копоти, золы и сажи.
В результате перевода цементного завода на природный газ сокращается не только удельная норма расхода топлива, но и его цена. Чтобы установить, как изменились в связи с этим затраты топлива на 1 тонну цемента, нужно разность между нормой расхода природного газа (N1) и нормой расхода мазута (N0) умножить на цену мазута (Ц0), а разность между ценой природного газа (Ц1) и ценой мазута (Ц0) - на норму расхода природного газа (N1), затем полученные результаты суммировать:
∆МЗт = ∆МЗт (N) + ∆МЗт (ц); (14)
∆МЗт (N) = (N1 - N0) * Ц0; (15)
∆МЗт (ц) = (Ц1 - Ц0) * N1. (16)
Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат топлива на 1 тонну цемента приведен в табл.9.
Расчет влияния факторов на сумму топливных затрат на 1 тонну цемента
Материал |
Затраты на мазут |
Затраты на природный газ |
Отклонение (+/-) | |||||||
Удельный расход |
Цена единицы, руб. |
Сумма на единицу, руб. |
Удельный расход |
Цена единицы, руб. |
Сумма на единицу, руб. |
Общее (гр.7-гр.4) |
В том числе за счет | |||
нормы (гр.5- гр.2) ×гр.3 |
цены (гр.6- гр.3) ×гр.5 | |||||||||
топливо |
0, 200 |
606,5 |
121,3 |
0,182 |
550 |
100,1 |
-21,2 |
-10,9 |
-10,3 | |