Введение
Причины, обусловливающие необходимость инвестиций, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на три вида: обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Степень ответственности за принятие инвестиционного проекта в рамках того или иного направления различна. Так, если речь идет о замещении имеющихся производственных мощностей, решение может быть принято достаточно безболезненно, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства. Задача осложняется, если речь идет об инвестициях, связанных с расширением основной деятельности, поскольку в этом случае необходимо учесть ряд новых факторов: возможность изменения положения фирмы на рынке товаров, доступность дополнительных объемов материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возможность освоения новых рынков и т.д.
Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами. В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд формализованных методов, с помощью которых расчёты могут служить основой для принятия решений в области инвестиционной политики.
При оценке выгодности проекта важно учитывать следующие его динамические характеристики: возможные подвижки в спросе на выпускаемый товар и соответственно изменения объемов производства; планируемое снижение издержек производства в процессе наращивания объема выпуска; ожидаемые колебания цен на потребляемые ресурсы и реализуемую продукцию; доступность финансовых источников для необходимых в каждом периоде инвестиций.
Управление проектом имеет целью оптимизировать движение финансовых и денежных потоков, а также эффективно решать проблемы, возникающие между хозяйственными субъектами в процессе реализации инвестиционного проекта. Сферой приложения управления проектом является инвестиционная деятельность фирмы. Суть управления проектом как осуществление предпринимательской деятельности выражают цели проекта. Чтобы ресурсы компании использовались оптимально (в чем и состоит важнейшая задача управления портфелем проектов), следует расставить приоритеты, отобрать именно те проекты, которые дадут максимальный эффект.
Вышеизложенное подчеркивает актуальность выбранной темы.
Цель курсовой работы - оценка экономической эффективности инвестиционного проекта в ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ".
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
рассматриваются методические основы оценки эффективности инвестиционных проектов;
исследуются понятие и этапы обоснования инвестиционных проектов;
изучаются методы оценки эффективности инвестиционных проектов.
Объект исследования - Закрытое акционерное общество "Новомосковский завод ЖБИ" (ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ").
Предмет исследования - экономическая эффективность инвестиционного проекта в ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ".
В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Министерства финансов РФ, первичная учетная документация, финансовая и бухгалтерская отчетность ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ", учебно-методическая литература, книги, статьи ведущих отечественных ученых-экономистов.
1. Методические основы оценки эффективности инвестиционных проектов
Для крупных предпринимательских проектов характерно проведение расчетов ТЭО в несколько этапов, каждому из которых соответствует форма отчетного документа, обобщающего результаты расчетов и оценок. [12, с.9]
A. Этап выявления возможностей.
Готовится относительно краткое описание идеи проекта, носящее общий характер и базирующееся на обобщенных оценках, аналогиях, экспертных оценках и т.п. Подготовка необходимой информации не требует значительных затрат, но должна быть осуществлена достаточно быстро.
B. Этап предварительного выбора.
Если после первого этапа идея проекта представляется перспективной - производится предварительный (грубый) расчет ТЭО. Затраты на его проведение составляют до 1% от стоимости всего проекта, а точность получаемых оценок находится в пределах 20%.
C. Этап проектирования.
Разрабатываются полные ТЭО. Здесь затраты могут составлять 2-3% от стоимости проекта, а точность достигает 10%. Ясно, что требования к достоверности используемой информации на этом этапе возрастают. Расчеты должны быть максимально объективными. С учетом возможных изменений условий и содержания проекта следует предусматривать "запас прочности" в значениях обобщающих показателей. Расчет полных ТЭО служит базой для принятия предпринимательского решения.
D. Этап оценки и принятия решения.
На этом этапе составляется технико-экономический доклад (ТЭД), обобщающий основные результаты технико-экономического обоснования.
Рекомендуется следующая примерная последовательность проведения технико-экономического обоснования: [15, с.28]
Общие исходные данные и условия, идея проекта.
Рынок и мощность организации.
Проектная документация, основные фонды.
Месторасположение организации, стоимость земельного участка.
Материальные факторы производства.
Структура предприятия и накладные расходы.
Трудовые ресурсы.
Планирование сроков осуществления проекта.
Финансово-экономическая оценка проекта.
Раздел 1. Исходные данные и условия
В этом разделе отражаются собственно идея проекта, основной замысел организации, географические аспекты, отраслевая направленность и т.п.
Раздел 2. Оценка рынков и мощности организации
Примерная последовательность выполнения и содержание работ: [19, с.33]
Анализ полученной маркетинговой информации
Клиентура:
рынки (потребителей, производителей, промежуточных продавцов, госучреждений, международный);
размеры рынков, их рост, географическое расположение;
виды потребителей (что пользуется спросом);
периоды потребности (когда есть спрос);
перспективы роста спроса.
Поставщики (доступность и перспективы бесперебойного снабжения ресурсами для нужд производства, доступность и цены капитального имущества).
Конкуренты:
основные конкуренты;
их задачи и стратегии;
сильные и слабые стороны;
размеры и показатели занимаемых долей рынка;
качество и цены товаров;
степень конкуренции;
возможная реакция на сбытовую политику фирмы.
Посредники:
доступность и цены транспортных услуг;
доступность и цены складских услуг;
доступность и цены финансирования;
доступность и цены рекламных агентств.
Экономические, социальные и законодательные факторы.
Демографические факторы.
Научно-техническая обстановка и тенденции развития отрасли.
Вопросы экологии.