14. Проблематизация содержания заказов деятельности.
Для этого управленец прекращает анализ деятельности и мысленно возвращается в возвращается в ситуацию понимания заказов.
Существует мыслительное моделирование полемики заказчика. Находит позитивный выход из полемики, что делает возможным переход к нормированию.
15. Коррекция заказов.
Реализуются все планы, которые были смоделированы на предыдущем этапе.
Типы отношений между деятельностями.
1. Содеятельность – тип отношений, когда деятельности осуществляют процесс достижения цели независимо друг от друга (каждая деятельность существует автономно).
2. Кооперация – отношение обмена между деятельностями своими результатами.
3. Противодеятельность – характеризуется наличием борьбы между деятелями за обладание каким-либо ресурсом. Противодеятельность протекает в виде борьбы или конфликта, когда действие каждого из участников направленно на другого.
4. Псевдодеятельность – тип отношений, когда один кооператоров создает у второго иллюзию нахождения в кооперативной связи.
Типы норм деятельности.
1. Цель – представление о будущем результате деятельности. Имеет качественную и количественную характеристику.
2. План характеризует процесс достижения целей за счет фиксации промежуточных результатов.
3. Технология – в отличие от плана фиксирует средства и способы получения промежуточных продуктов и результатов деятельности.
4. Программы. В программе деятельности помимо требований фиксируются требования к способностям и действиям исполнителей.
5. Проект – представление о результате деятельности соотнесенное с процессом его получения. Оба представления носят структурный характер. За получение структурного представления о результате деятельности отвечает конструктор как тип. За процесс отвечает проектировщик. Оба – сервисные управленцы.
6. Метод и методика являются средствами управленца, которыми он пользуется при построении норм деятельности. Методика – конкретизация метода как тип теоремы:
К – может существовать в разных проявлениях, может быть деятельность, которую можно описать;
КА – целостное описание деятельности, прообраз методики, обобщенные описания деятельности;
М-Д – обобщенное представление;
М-а – строится программа (действия) в данных условиях;
КА’ – строится программа и проект.
Строительством методов и методик занимается методология.
8. Подход. При построении метода мы пользуемся теорией. При построении представлений о мире, деятельности человек использует различные теории. Теория, которая кладется в основу, и называется подходом.
9. Принцип. Мы пользуемся разными уровнями абстракций. Теория используется для построения конкретизированных представлений о деятельности и мире, выполняет функцию уточнения исходной теории.
Управление людьми.
1. Мотивация.
Потребность – состояние нужды в чем-либо, получившая субъективное отражение в сознании в качестве образа потребности.
Потребности могут быть первичными и вторичными.
Первичные – связанны с обеспечением жизнедеятельности человека.
Вторичные – с его пребыванием в обществе.
Мотив – образ внешнего объекта, получивший положительную оценку с точки зрения потребности. Мотив может быть положительный и отрицательный.
Стимул – внешний объект, образ которого получивший положительную оценку с точки зрения потребности.
Внутренние стимулы – непосредственные результаты деятельности человека, стимулирующие его к труду (новизна в работе, усталость);
Внешние стимулы – то, что дается человеку извне для стимулирования его к труду (з/п, премия, статус в компании, наказания, похвала).
Помимо потребности человеком могут двигать и другие основания – ценности.
Ценности – потребности людей, обобщенные в результате их взаимодействия и согласования.
Ценности обеспечивают объективную оценку того, что происходит в действительности.
Мотивация и стимулирование.
Стимулирование – побуждение человека к каким-либо действиям.
Мотивация – внутренний процесс побуждения человека к деятельности.
С помощью стимулирования мы управляем мотивацией.
В реальности существует множество стимулов и мотивов в одно и тоже время.
История мотивации.
В Древности процесс стимулирования осуществлялся в форме «кнута и пряника».
Позднее поняли, что мотивация – сложный процесс и стали использовать другие инструменты.
Теория Х и Теория У (по МакГрегору).
Теория Х: отношение руководителя к подчиненным. Работники плохие, их надо заставлять работать.
Теория У: человек тянется к работе, к ответственности, самоконтролю и инициативе.
Существуют два вида теории мотивации:
1. Содержательная – описывает различные виды и структуру потребности человека как основу его поведения.
2. Процессуальная – описывает процесс мотивации человека, не оценивая его потребности.
Основные содержательные теории мотивации.
1. Теория Маслоу:
Все потребности человека можно обобщить и представить в виде пирамиды, состоящей из пяти уровней потребностей людей:
1) потребности жизнедеятельности;
2) потребности безопасности жизнедеятельности, уверенность в завтрашнем дне;
3) социальные потребности принадлежности к какой-либо социальной группе, общение;
4) потребности в уважении, признании;
5) потребности в самовыражении, развитии, самореализации.
2. Теория МакКлеймонда:
Все потребности человека в организации можно поделить на три вида:
1) власть;
2) успех;
3) причастность.
3. Теория Герцберга:
Все факторы мотивации (стимулы) можно поделить на две группы:
1) факторы гигиены;
2) факторы мотивации.
Если построить шкалу работы от неудовлетворенности до мотивации, то можно увидеть разницу.
Ф. гигиены – неудовлетворенность от работы, но не влияют на мотивацию.
Ф. мотивации – не влияют на неудовлетворенность.
факторы гигиены 1)политика фирмы и ее руководства; 2)з/п; 3)условия работы; 4)отношения в коллективе; 5)уровень контроля |
факторы мотивации 1)успех; 2)продвижение по службе; 3)признание заслуг; 4)ответственность; 5)индивидуальный рост |
Процессуальная теория мотивации.
Теория справедливости.
В процессе осуществления трудовой деятельности каждый член организации сравнивает соотношение между своими усилиями и вознаграждением за них, по сравнению с другими. По результатам сравнения он либо снижает усилия, либо повышает.
Теория ожидания.
Существует четкая связь между усилиями и качеством работы; причем эта связь определяется параметрами:
– ясности цели;
– способности исполнителей;
– качество инструментов и необходимой организации работы.
Существует связь между качеством работы и внешним и внутренним результатом.
Существует связь между ожиданием и удовлетворением от работы.