Теория рационального поведения.
Каждый из людей с учетом знания о внешнем окружении выбирает тот вариант действий, который является оптимальным с точки зрения удовлетворения потребностей и причинением вреда.
Для обеспечения рационального поведения работников организации необходимо создавать критериальную основу поведения – простые и понятные правила и, возможно, результаты деятельности от выбранного им варианта поведения.
Партисипативное управление.
Для эффективной мотивации работника необходимо создавать условия не только для осуществления работы, но и условия для самостоятельного, коллективного принятия решения относительно будущей работы.
Классическое определение мотивации с точки зрения западных менеджеров.
Мотивация – процесс побуждения людей к эффективному и высокопроизвоидетельному труду.
Обобщающим представлением о функции мотивации выступает схема самоопределения. Согласно теории деятельности самоопределение выступает основным механизмом вхождения в деятельность человеком и именно самоопределением должен управлять менеджер при побуждении человека к труду.
Мотивация в данном подходе противопоставляется самоопределению и рассматривается как механизм обеспечивающий жизнедеятельность человека.
2. Эффективная оплата труда.
Для того, чтобы эффективно использовать з/п как инструмент стимулирования, необходимо понимать ее тройственную природу.
Работник относится к з/п с трех позиций:
1) с позиции специалиста, определенной квалификации;
2) с позиции исполнителя, выполняющего определенный объем работ;
3) с позиции наемного работника, создающего свою долю прибыли.
З/п должна быть нацелена на все три стороны.
Виды з/п:
1) повременная з/п – учитывает только уровень специалиста. Фиксирует одинарное количество времени, уровень квалификации (тарифная сетка);
2) сдельная з/п учитывает точку зрения исполнителя. Учитывая объем никто не хочет браться за работу. Не учитывает квалификации работника, его уровень;
3) сдельно-премиальная;
4) повременно-премиальная.
Обе не учитывают уровень наемного работника.
Главный показатель мотивации – производительность:
Производительность = Индивидуальная производительность * Организационную техническую производительность.
Система научной мотивации состоит из:
1) гибкой тарифной системы;
2) системы аттестации, результаты которой сказываются как на тарифах так и окладах;
3) системы участия в прибылях.
Форма з/п – повременно-премиальная.
3. Эффективная организация работы.
Принципы эффективной организации работы:
1) разнообразие умений и навыков;
2) автономность – имеется в виду работник должен иметь возможность самостоятельно принимать решения и осуществлять самостоятельный контроль за своей работой;
3) законченность – состоит в том, что операции, которые выполняет работник, должны быть завершены в виде какого-либо законченного продукта, приводить к значимому результату;
4) взаимодействие – работник по возможности не должен работать один;
5) общение – необходимо создавать благоприятные межличностные отношения;
6) обратная связь – результаты труда работника должны получить соответствующую оценку со стороны руководителя (если ее нет – нет эффективности);
Методы эффективной организации работы:
1) ротация кадров – перемещение работника по конвейеру, проход весь цикл;
2) расширение фронта работ – объединение нескольких разрозненных операций в единую систему операций с определенным законченным продуктом;
3) обогащение содержания работы – передача части функций по контролю;
4) создание автономных групп – они создаются , чтобы объединить разрозненные операции в одну и полностью передаются функции по организации и контролю производства частным отделам;
5) кружки качества – объединение работников по разработке различных проектов по повышению качества продукции и производства.
4. Группы в организации.
Виды групп:
1) микрогруппа – объединение людей по взаимным симпатиям (основное ядро, которое связывает микрогруппу).
Во многом помогает организации, во многом вредит.
2) группа.
Наличие общей цели – самое главное организующее начало любой группы. В любой группе есть микрогруппы, но общая цель всегда остается.
3) макрогруппа – объединение людей на основе общих ценностей.
Часть образуется в профессиональной среде (объединение врачей, юристов). Наличие ярко харизматического лидера: воплощает в себе ценности, объединяющие людей в макрогруппы.
Этапы формирования группы.
1. Собственно формирование.
На этом этапе люди начинают обращать друг на друга внимание и определяют некоторую общность интересов и целей относительно друг друга. Эта общность во многом еще иллюзорна, т.к. во многом находится на индивидуальном уровне.
2. Становление.
На этом этапе в процессе действий на основе первичных договоренностей начинают появляться истинные цели, мотивы, потребности каждого из участников группы, что приводит к обилию конфликтных ситуаций (главное понимать к чему конфликт и к чему он приведет). На этом этапе группа может развалиться или перейти дальше.
3. Нормирование.
На этом этапе вырабатываются реальные нормы деятельности группы, на основе истинных целей, потребностей, мотивов.
4. Устойчивое функционирование.
В рамках четких согласованных норм устойчиво работает группа. Норма начинает устойчиво воспроизводится.
Эффективность групп.
1) Одна из важнейших характеристик эффективности группы – это ее размер.
Наиболее эффективная группа от 5 до 7 человек. В некоторых случаях до 12, но это максимум. Если больше, то увеличивается количество микрогрупп, следовательно, высокая конфликтность.
2) наличие лидера.
Выделяется на этапе становления и нормирования.
3) характеристика задач, которая перед ней стоит.
Она должна быть четко сформулирована, не размыта.
4) степень удовлетворения людей, участвующих в работе группы;
5) наличие ролей в группе.
Любая группа в процессе своего становления должна разделиться на отдельные роли, которые закреплены за каждым человеком.
Дискуссия (распределение ролей):
1) генератор идей (авторская позиция);
2) фиксирующий идеи (понимание всеми того, что говорит генератор);
3) развиватель идей;
4) роль организатора.
5. Лидерство, власть, руководство.
Сила – источники власти человека, которые носят различный характер.
Власть – возможность оказывать влияние на поведение других людей.
Влияние – это процесс использования власти.
Власть сама по себе носит потенциальный характер (заложена внутри человека).
Сила
личная – физическая сила; – харизма |
организационная – положение |
1) Личные источники
а) сила личности – авторитет.
Она включает с одной стороны, что действия его соответствуют идеалам других, с другой стороны его действия – примером для других.