Таким образом в рамках генетического подхода управленческая деятельность является ведущей по сравнению с исполнительской деятельностью, т.к. она создает нормы, которые должны быть реализованы.
Высококвалифицированный управленец в процессе осуществления своей деятельности должен использовать как функционарный так и генетический подходы к управлению. Ему необходимо четко фиксировать, когда разрастание кооперации вокруг одного базового процесса эффективно, а когда необходимо изменить базовый процесс, а значит, всю кооперацию в целом перестроить. Иными словами, он должен четко фиксировать, когда необходимо регулировать функционирование деятельности , а когда осуществлять ее развитие. Профессионализм управленческой деятельности характеризуется переходом от стихийного осуществления рефлексивных процедур к организованному – на основе культурных средств.
Чтобы обобщить все выше изложенное необходимо зафиксировать схему социально-технологической единицы, которая является элементарной, неделимой частью любой крупной системы деятельности.
Схема включает три типовых позиции:
1. Позиция исполнителя. Суть позиции заключается в реализации нормы.
2. Позиция управленца. Суть заключается в создании и изменении норм деятельности.
3. Позиция замоучика. Формулирование социальных потребностей на существующие деятельности, прежде всего на ее продукт.
Технологический цикл управленческой деятельности.
1. Понимание заказов.
Заказ – потребность в результате деятельности, лежащая за ее пределами.
Нахождение носителя заказа (заказчика) – первый шаг. Когда он найден, то управленец вступает в коммуникацию с заказчиком. Заказчик фиксирует содержание потребности. Управленец в результате понимания заказа строит представление о будущем результате деятельности с опорой на потребности заказчика. При этом заказчик не должен обсуждать способ получения результата деятельности, а управленец не должен предлагать способ получения результата деятельности для обсуждения.
Виды заказов:
– индивидуальный заказ (идет из жизнедеятельности);
– социальный заказ (от одной деятельности к другой);
– социокультурный заказ (связан с требованиями сохранения общества как единой системы, экономические требования, заказ к профессиональности деятельности).
Носителями социокультурнго заказа являются интеллектуальные и объективные средства.
Существуют требования к его использованию.
2. Профессиональное понимание заказа.
Управленец трансформирует представление о будущем результате деятельности, уменьшая его зависимость от требований заказчика и увеличивая зависимость от способа получения результата.
Нет возможности сопоставления результата с ресурсами.
3. Профессионально-деятельностное понимание заказа.
Представление о конечном результате трансформируется в соответствии с процессом его получения. Управленцу приходится оперировать двумя видами представления о деятельности:
– процессуальное представление;
– структурное представление.
Сопоставляя их, получаем целостную картину.
Процессуальное представление – представление о последовательности действий в получении конечного результата.
Структурное представление – это обобщение процессов получения результатов в группы процессов.
Необходимость процессуального и структурного представления о деятельности, заключается в том, что процесс представления о деятельности позволяет осуществить оперативное управление процессами деятельности, но при его использовании очень трудно удерживать целостность деятельности. Поэтому для тактической деятельности и удержания целостности используется структурное описание. Если нет структурного описания, то нет возможности удержать взаимосвязь.
Тактическое управление и целостное описание необходимо для согласования взаимодействия различных участников деятельности при получении конечного продукта.
Оперативное управление направлено на конкретного исполнителя того или иного процесса без учета всей целостности деятельности.
4. Фиксация имеющихся ресурсов.
У управленца появляется возможность отойти от содержания заказов и перейти к анализу возможностей организации необходимой деятельности. Начинается этот процесс с фиксации ресурсов. Техника фиксации ресурсов может быть разнообразна. Представление о ресурсах должно быть полным, а это требует специальной техники организации представлений.
5. Моделирование включения ресурсов в деятельность.
Происходит создание мыслительной модели деятельности, т.е. не создается реальная деятельности. Идет дальнейший детальное рассмотрение модели.
6. Фиксация затруднений, возникающих в связи с получением конечного результата.
Затруднение – это отклонение хода реальных процессов от нормы деятельности.
Наиболее общим представлением о затруднении является не достижение цели.
7. Анализ затруднений как проблемы.
Традиционно любое затруднение воспринимается управленцем как проблема.
Говорить о возникновении проблемы можно тогда, когда в реальных процессах деятельности возникают факторы, которые не были учтены при построении нормы деятельности. И в данном случае эти факторы необходимо учесть путем изменения нормы.
Если есть возможность устранить эти факторы не изменяя норму, то в данном случае проблемы нет.
Задача – обеспечение реализации нормы деятельности.
8. Депроблематизация в построении выхода из зафиксированных проблем.
Представление о деятельности (на третьем этапе) корректируется в связи с необходимостью учета особенностей ресурсов.
9. Фиксация целостной программы деятельности.
На этом этапе фиксируется окончательное представление о деятельности и ресурсах, необходимых для ее реализации.
Строится план деятельности и переходится к реализации деятельности.
10. Снабжение деятельности.
– организация взаимодействия между ресурсами деятельности в соответствии с представлением о деятельности (нормативным представлением);
– построение реальной деятельности по достижению цели.
Передача нормы деятельности исполнителю очень важный этап снабжения, а также принятие этой нормы исполнителем.
11. Контроль деятельности.
Контроль – процесс сопоставления представлений о реальной деятельности и норме деятельности.
Контроль в качестве своих результатов может иметь фиксацию соответствия реальной деятельности норм. Тогда управленец находится в пассивной позиции по отношению к деятельности исполнителя.
Фиксация расхождения между реальной деятельностью и нормой. В данном случае можно говорить о появлении затруднений в деятельности, что приводит к переходу на следующий этап технологического цикла.
12. Критическая рефлексия несоответствия деятельности и нормы.
В рамках критической рефлексии выясняются причины появления затруднений.
13. Корректировка программы деятельности по результатам критической рефлексии.
Возврат в прежнюю деятельность и коррекционное воздействие не ресурсы.
Корректировка – самый простой этап.
Перестройка прежней нормы в новую. В результате процесса коррекции программы управленец может зафиксировать, что в сложившихся условиях, достижение заказов невозможно.