Основные вопросы и ответы
Общая теория деятельности.
Функционирование и развитие деятельности.
В практике существует три основных подхода к определению деятельности.
Процессуальный подход. В рамках него деятельность рассматривается как любой цикл процессов.
Психологический подход. Деятельность рассматривается как цикл процессов, направленный на удовлетворение индивидуальных потребностей.
Социальный подход. Деятельность рассматривается как цикл процессов, направленных на реализацию нормы, заданной со стороны.
В управленческой практике используется психологический и социологический подходы.
Психологический подход к деятельности.
В рамках этого подхода понятие деятельности, формулируется иначе. Деятельность представляется как жизнь и деятельность отдельного человека.
Схема потребительской жизнедеятельности.
Любая жизнедеятельность начинается с появления нужды, следовательно, напряжение. Чем обусловлена нужда? Нужда осознается и фиксируется в виде построения образа потребности. Образ потребности выступает регулирующим началом во всем цикле жизнедеятельности. После построения образа идет поиск предмета потребности. Его поведение является неорганизованным и стихийным. Поиск будет продолжаться пока не будет найден предмет. Результат познания – образ встречного предмета. Затем человек соотносит образ потребности с образом встречного предмета. В случае неравенства человек продолжает поисковое поведение. В случае равенства образ встречного предмета становится мотивом. Иными словами, помимо информационной характеристики у мотива есть положительный эмоциональный заряд. Далее на основании мотива человек организует присвоение внешнего предмета и в данном случае его поведение становится более организованным. Затем предмет потребляется. Потребитель удовлетворяется и его образ исчезает.
Схема производительной жизнедеятельности.
1. Возникновение состояния нужды.
2. Построения образа потребности.
3. Поисковое поведение.
4. Построение образа встречного предмета.
5. Может возникнуть такая ситуация, что образ встречного предмета не будет соответствовать образу потребности. С другой стороны на основе образа потребности человек будет углядывать в предмете наличие необходимых свойств, тогда он не будет искать другой предмет, а в плане сознания, опираясь на свою потребность, осуществлять преобразование образа встречного предмета, выделяя необходимые ему свойства. Затем, соотнося полученный образ с образом потребности, зафиксирует равенство между ними. В процессе преобразования образа встречного предмета от требования образа потребности скрыт механизм целеполагания, который носит крайне субъективный характер. Полученный в результате преобразования образ носит название целемотива.
6. На основе целемотива человек осуществляет преобразование встречного объекта, а затем его присвоение и потребление. Потребность удовлетворяется и образ ее исчезает.
Схема развивающейся жизнедеятельности.
1. Возникновение состояния нужды.
2. Построения образа потребности.
3. Поисковое поведение.
4. Встречается определенный объект.
5. Построение его образа.
6. Соотнесение его с образом потребности.
7. В образе предмета углядываются свойства, соответствующие образу потребности.
8. Образ предмета преобразуется на основе потребности.
9. Процесс преобразования встречного предмета.
10. Возникают затруднения.
Любой объект имеет свою объективную логику существования и не может быть преобразован как угодно. Механизмы познания преобразования образов, основанные на индивидуальных потребностях, не могут учитывать эту логику, следовательно, встречая препятствие в преобразовании человек начинает познавать внешний мир не только на основе потребностей, но и на основе внешних реакций на его действия. В том случае, если будет зафиксирована невозможность удовлетворения потребностей, но потребностная значимость предмета сохраняется, то на основе знаний о внешнем мире, человек осуществляет трансформацию образа своей потребности, т.е. будет изменено глубинное основание организации жизнедеятельности.
Именно этот процесс изменения образа потребности под влиянием внешнего и лежит в основе развития индивидуальной жизнедеятельности. Наличие психической способности у человека преобразовывать образы потребности и является ключом его главенства над природой.
Главная цель обучения – трансформация знаний.
Переход от индивидуальной потребности к социальной.
Схема общения.
Процесс общения в качестве первого этапа, включает в себя процесс противодеятельности. Первый человек, фиксируя затруднения жизнедеятельности, осознает, что предметом его потребности является другой человек.
Осознав, что противодеятельность не ведет к удовлетворению потребности, то каждый из людей переходит в пространство согласования.
Пространство согласования в качестве своего продукта предполагает создание нормы взаимного использования, в результате реализации которой каждый из людей может удовлетворить свои потребности.
Процесс согласования первоначально не достигает своей цели. Он всего лишь готовит почву перехода от интеллектуального познания человека к чувствительному познанию.
Для снятия затруднений в согласовании люди переходят в пространство идентификации. Идентификация предполагает процесс жизни за другого (временной жизни). «Встать на место другого». В результате идентификации человек строит образ потребности другого человека, причем эти образы имеют высокую эмоциональную окраску. В результате человек познает внутренний мир другого. Образы потребностей другого, наряду с образами индивидуальных потребностей, становятся основаниями для снятия затруднения согласования. В результате согласования появляется норма взаимного использования. Наличие такой нормы выступает необходимым (но не достаточным) признаком социальной деятельности.
Достаточным признаком социальной деятельности является наличие человека, реализующего эту норму.
Схема функционирования социальной деятельности.
В своем старшем варианте функционирования социальная деятельность имеет вид процесса преобразования исходного материала в конечный продукт, осуществляемого с помощью средства, используемого определенным способом.
Этим процессом управляет деятель сознания нормы преобразования исходного материала в конечный продукт и способностью к использованию средства и реализации нормы.
Схема развития деятельности.
Процесс деятельности связан с процессом изменения нормы.
Существует процесс реализации нормы и в нем возникают затруднения. Затруднения – это факт отклонения реальных действий от нормативных требований. Точка отклонения и является затруднением. В том случае, когда затруднение субъективно осознается, деятель покидает пространство действия и выходит в пространство рефлексии.
В пространстве рефлексии он осуществляет три последовательных процедуры: исследование, критику и нормирование. В результате чего вырабатывает новую норму деятельности. Затем деятель возвращается в пространство действия, снимает затруднения и начинает реализовывать новую норму.