Восстановительная стоимость недвижимости составит: 246572 – 104181 – 0 – 0 = 142391 тыс. руб.
Стоимость машин и оборудования – 228166 тыс. руб.
Рыночная стоимость запасов – 156500 тыс. руб.
Дебиторская задолженность – 131883 тыс. руб.
Совокупные активы = Стоимость недвижимости + Стоимость машин и оборудования + Стоимость запасов + Дебиторская задолженность
Совокупные активы = 142391 + 228166 + 156500 + 131883 = 658940 тыс. руб.
Краткосрочные обязательства (совокупные обязательства) – 382021 тыс. руб.
Собственный капитал = Совокупные активы – Совокупные обязательства
Собственный капитал = 658940 – 382021 = 276919 тыс. руб.
2. Стоимость материальных активов по оценке экспертов составляет:
Недвижимость –169000 тыс. руб.
Машины и оборудование – 215000 тыс. руб.
Стоимость остальных активов, по мнению экспертов, не нуждается в переоценке.
На начало 2006 года валовая прибыль на предприятии составила 303656 тыс. руб.
Средний доход на собственный капитал по отрасли = 11%
Коэффициент капитализации = 35%
Составим переоцененный балансовый отчет с учетом оценки экспертов.
Стоимость недвижимости — 169000 тыс. руб.
Стоимость машин и оборудования — 215000 тыс. руб.
Стоимость запасов — 156500 тыс. руб.
Дебиторская задолженность — 131883 тыс. руб.
Совокупные активы = 169000 + 215000 + 156500 + 131883 = 672383 тыс. руб.
Совокупные обязательства – 382021 тыс. руб.
Собственный капитал = 672383 – 382021= 290362 тыс. руб.
3. Рассчитаем ожидаемые прибыли с помощью процента дохода на капитал:
290362*0,11 = 31939,82 тыс. руб.
Избыточная прибыль предприятия составит:
303656 – 31939,82 = 271716,18 тыс. руб.
Стоимость избыточных прибылей:
271716,18 / 0,35 = 776331,9 тыс. руб.
Данный показатель составляет гудвил – величину, на которую стоимость бизнеса превосходит стоимость ее материальных активов. Величина гудвил основана на том, что избыточная прибыль компании приносится ей нематериальными активами, которые обеспечивают ставки дохода на активы или собственный капитал выше среднеотраслевых.
4. Окончательный переоцененный балансовый отчет, путем суммирования чистых активов и стоимости величины гудвил, будет выглядеть следующим образом:
Стоимость недвижимости — 169000 тыс. руб.
Стоимость машин и оборудования — 215000 тыс. руб.
Стоимость запасов — 156500 тыс. руб.
Дебиторская задолженность — 131883 тыс. руб.
Нематериальные активы (ГУДВИЛ) — 776331,9 тыс. руб.
Совокупные активы = 169000 + 215000 + 156500 + 131883 + 776331,9 = 1448714,9 тыс. руб.
Совокупные обязательства – 382021 тыс. руб.
Собственный капитал = 1448714,9 – 382021 = 1066693,9 тыс. руб.
Таким образом, оценка стоимости бизнеса предприятия, полученная с помощью метода накопления активов, с учетом величины денежной оценки гудвил, составляет 1066693,9 тыс. руб. Данная стоимость исследуемого предприятия ОАО «Белгородский цемент» является стоимостью контрольного ликвидного пакета акций данного предприятия.
На основании полученной в предыдущем разделе оценки стоимости бизнеса компании необходимо произвести ее сравнение с данными по аналогичным компаниям, а также разработать комплекс мероприятий организационно-управленческого характера, направленных на повышение роста стоимости компании в будущих периодах.
Для начала необходимо провести анализ воздействия на внутренние факторы стоимости предприятия ОАО «Белгородский цемент».
По данным анализа показателей деятельности рассматриваемого предприятия в качестве важных факторов снижения стоимости компании были выявлены следующие:
Увеличение себестоимости реализованной продукции;
Неэффективная работа отдела маркетинга и ВЭД.
В целях повышения стоимости бизнеса ОАО «Белцемент» следует произвести реструктуризацию компании по данным направлениям, т.е. нужно предложить комплекс мероприятий, направленный на повышение стоимости бизнеса действующего предприятия.
1. Для того чтобы выработать конкретные мероприятия по снижению себестоимости продукции необходимо провести анализ затрат.
Анализ затрат на материалы в производстве
Для того чтобы снизить использование материальных затрат необходимо:
пересмотреть производственно-технические нормы расхода материалов;
произвести корректировку конструкторской документации;
провести мероприятия по повышению организации производства на предприятии и соблюдению трудовой дисциплины, упорядочению складского хозяйства, установлению чёткого порядка отпуска материалов и получения полуфабрикатов со складов;
своевременное проведение регламентов по техническому обслуживанию оборудования и замену устаревшего;
создание благоприятной производственной среды на рабочих местах, участках, в цехах и на предприятии в целом;
- повышение уровня учета выработки, применение прогрессивных форм и методов организации труда.
Анализ затрат на заработную плату
Для снижения доли затрат на заработную плату в себестоимости продукции необходимо проводить следующие мероприятия:
- обработку процедур первичного учета и анализа использования рабочего времени и оплаты труда работников;
повышение квалификации рабочего персонала;
- исключение простоев оборудования и персонала из-за несвоевременной поставки материалов, полуфабрикатов, деталей;
исключение работы в сверхурочное время и выходные дни;
- совершенствование тарификации и нормирования труда рабочих;
- недопущение нарушений технологического процесса.
Анализ накладных расходов
Расходы по обслуживанию производства и управлению составляют более 20% в себестоимости товарного выпуска, поэтому их сокращение является существенным резервом снижения себестоимости продукции.
Для снижения доли затрат на накладные расходы в себестоимости продукции необходимо проводить следующие мероприятия:
уменьшить доли затрат на содержание аппарата управления путём совершенствования организационно-штатной структуры предприятия;
- снизить расходы на содержание и амортизацию зданий, сооружений и инвентаря;
не допускать нарушений технологического процесса по вине работников, что способствует выходу из строя оборудования и росту расходов на текущий ремонт в связи с увеличением стоимости ремонтных работ (запасных частей, материалов и т.д.).
Таким образом, предложенные мероприятия должны не только сократить затраты на производство, но и снизить себестоимость продукции.
2. Следующим фактором снижения стоимости компании является неэффективная работа отдела маркетинга и ВЭД. Так как одной из функций отдела маркетинга является проведение мероприятий по стимулированию сбыта (всевозможные рекламы, выставки), то основной работой в данном направлении может служить усиление отделом маркетинга использования рекламы и промоушен в качестве основных средств маркетинговых коммуникаций.
Реклама не только позволяет информировать потребителей о товаре, на котором есть спрос на рынке, но и создать этот спрос, в особенностях на развивающихся рынках.