рефераты по менеджменту

Метод кумулятивного построения ставки дисконта

Страница
5

где — среднее годовое (в квартал, месяц) изменение (в долях единицы) дохода от бизнеса (например, операционной прибыли предприятия) за ряд предшествующих периодов;

Д1 и Д0 — годовой (квартальный, месячный) доход от бизнеса со­ответственно на конец и начало каждого из предшествующих перио­дов (в качестве получателя этих доходов здесь рассматривается оцениваемое предприятие),

— среднее годовое (в квартал, месяц) изменение (в долях единицы) дохода с осуществляющего бизнес предприятия, который получают акционеры (владельцы обыкновенных акций) предприятия (в виде дивидендов, повышения цен на акции);

Y1 и Y0 — годовой (квартальный, месячный) доход акционеров с осуществляющего бизнес предприятия соответственно на конец и начало каждого из предшествующих периодов.

В показателе финансового рычага, как это видно из приведенной формулы, уже различают доход от бизнеса для пред­приятия (фирмы), которое его ведет, и для владельцев пред­приятия (фирмы). При этом данный показатель отражает меру неопределенности доходов акционеров, зависящую для них не столько от меры нестабильности доходов от самого бизнеса, сколько от того, можно ли, опираясь на выявившийся уровень последней и ожидаемые доходы от бизнеса, прогнозировать уровень доходов акционеров предприятия, которое получает доходы от бизнеса.

Если финансовая неустойчивость предприятия и потребность в дополнительных заимствованиях для покрытия потребности в погашении имеющихся долгов слишком велики, то трудно предсказать, какие в этом случае суммы из прибыли предприятия должны будут направляться на пополнение и увеличение резервных фондов фирмы. Доля доходов от бизнеса, которая будет реинвестироваться на поддержание и развитие бизнеса, тоже оказывается трудно прогнозируемой (особенно для мелких акционеров, не влияющих на соответствующие решения совета директоров и общие собрания акционеров). Все это и увеличивает меру неопределенности и нестабильности доходов акционеров. Поэтому чем выше показатель финансо­вого рычага, тем более рискованным для владельцев осуществляющего бизнес предприятия оказываются их инвестиции в данное предприятие.

3. По риску повышенной доли постоянных расходов в операционных издержках фирмы.

Повышенное по сравнению со среднеотраслевой величиной значение операционного левереджа (ОЛ) предприятия или самого бизнеса. Показатель операционного левереджа устанавливается по формуле:

где — (см. выше);

— среднее годовое (в квартал, месяц) изменение (в долях единицы) выручки (объема реализации) по оцениваемому бизнесу за ряд предшествующих периодов;

В1 и В0 — годовая (квартальная, месячная) выручка от продаж продукции (услуг) соответственно на конец и начало каждого из предшествующих периодов.

Показатель операционного левереджа представляет собой меру чувствительности (эластичности) доходов от бизнеса к изменению (особенно к уменьшению) объема продаж продукции, которое может произойти в результате конкуренции на рынках сбыта продукции. Если предприятие работает на достаточно конкурентных рынках, то операционный левередж бизнеса указывает, таким образом, на то, в какой мере стабильность дохо­дов предприятия защищена от вероятных подобных сравнительно незначительных успехов или неуспехов в конкуренции.

Чем выше операционный левередж, тем больше риск того, что даже вследствие незначительных потерь в объеме продаж (потери всего одного клиента, уменьшения продаж всего на один процент и т.д.) предприятие потеряет в прибылях настолько много, что они резко понизятся или даже превратятся в убытки. [2, с. 191]

Операционный левередж предприятия оказывается наиболее высоким, когда по своему абсолютному размеру и доле в общих операционных расходах постоянные издержки предприятия (затраты, не зависящие от объема выпуска и продаж продукции — арендная плата, налог с имущества, повременная заработная плата персонала, административные расходы и др.) настолько велики, что объем продаж, обеспечивающий безубыточность бизнеса (порог нулевой рентабельности), незначительно меньше фактического и доступного предприятию объема продаж. При этом доступность предприятию того или иного объема продаж определяется как его производственной мощностью, так и долей на рынке.

4. По риску ключевой фигуры.

Наличие ключевой фигуры в менеджменте предприятия или отсутствие четкой и прозрачной системы разделения и делегирования полномочий в управлении предприятием (а также недостаточность управленческого резерва) при ее отсутствии.

5. В части недостаточной диверсифицированности продукции (хозяйственной деятельности).

Отсутствие — наряду с одним, возможно, высокоприбыльным выпускаемым товаром — других освоенных видов продук­ции, которая в относительно небольших масштабах изготавливается и продается параллельно с основной продукцией. Риск здесь выражается в том, что в случае неблагоприятного изменения конъюнктуры по основной продукции предприятие не сможет быстро и с меньшими затратами переспециализиро-ваться на выпуск иной продукции. Это можно сделать именно тогда, когда фирма ранее освоила технологии выпуска прочей продукции и уже сколь-либо продвинулась в создании сети ее сбыта.

Диверсификация хозяйственной деятельности (с сохранением специализации на профильной прибыльной продукции) обычно считается основным (в краткосрочном плане) способом снижения несистематических рисков бизнеса, так как она, как правило, требует гораздо меньших затрат средств и времени по сравнению, например, с уменьшением доли заемного капитала, повышением ликвидности предприятия (что делает необходимым изыскание значительных дополнительных собственных основных и оборотных средств) или устранением риска ключевой фигуры (связанным с коренной реформой менеджмента).

6. По риску недостаточной диверсифицированности рынков сбыта предприятия.

Слишком большая доля продаж, осуществляемых в регионе, стране или на одном сегменте рынка. При этом предприятие оказывается зависимым от состояния платежеспособности покупателей на данной территории, от общей экономической ситуации в одном регионе или одной стране (особенно это касается потребительских товаров и услуг), от усиления там конкуренции и пр.

Оценка перечисленных рисков должна приводить к определению соответствующих премий за них. Такое определение проводится экспертно. При этом ориентиром могут служить статистические сведения (по данным опросов), имеющиеся по поводу западной инвестиционной практики. Если их обобщить, то можно сказать, что премии gj за отдельные указанные несистематические риски бизнеса в промышленно развитых странах Европы и в США, как и премии и , находятся в интервале до пяти шестых от номинальной безрисковой ставки ссудного процента R, которая присуща стране инвестирования. [2, с. 193]

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту