Проанализировав результаты проведенного аудита на основе экспертной оценки, выявим причины несоответствий и возможные мероприятия по их устранению (табл.8).
Таблица 8. Причины несоответствий и мероприятия по их устранению
Принцип СМК |
Причины несоответствий |
Мероприятия (корректирующие действия) |
1. Ориентация на потребителя |
- недостатки работы отдела маркетинга; - неумение предугадывать будущие желания потребителей и превосходить их ожидания; - нехватка финансовых средств для удовлетворения всех потребностей и желаний потребителей; - недостаточный контроль со стороны руководителя; |
- усовершенствование маркетинговой политики; - выделение по мере возможности средств для наделения продукта новыми потребительскими ценностями; |
2. Лидерство руководителя |
- недостаточное проявление руководителем своих лидерских качеств; - отсутствие приверженности к качеству со стороны самого руководителя; - неуверенность в принятии решений; |
- постоянное совершенствование руководителем своих лидерских способностей; - создание благоприятного рабочего климата; - создание более жесткой системы подчинения и ответственности; |
3. Вовлечение работников |
- отсутствие заинтересованности персонала в решении производственных задач; - недостаточное стимулирование работников; - отсутствие общности и сплоченности рабочего коллектива; - персонал не принимает участие в решении конкретных вопросов и проблем в деятельности предприятия; |
- выделение финансовых средств для денежного поощрения персонала; - бесплатное обучение, курсы для повышения квалификации, компетентности и навыков работы персонала; - стимулирование и поощрение самообразования; - создание атмосферы доверия и работы без страха на предприятии; -совместное с руководителем обсуждение и решение персоналом накопившихся вопросов и проблем (совещания, круглые столы, корпоративные вечера); |
4. Процессный подход |
- отсутствие согласованности действий и присутствие проблем на стыках процессов; - нечеткое распределение ресурсов и ответственности; - недостаточный контроль со стороны руководителя; |
- постоянный анализ процессов, внесение корректив, расстановка приоритетов, перераспределение ресурсов; - создание документированной системы управления процессами; - контроль соблюдения установленных требований на входы и выходы процессов, точное установление границ процессов; - четкое распределение обязанностей полномочий, ответственностей за определенные процессы; |
5. Системный подход |
- слабая координация всех аспектов деятельности предприятия в целом; - отсутствие четких взаимосвязей между процессами; - наличие барьеров в управлении предприятия как единой системы взаимосвязанных процессов; - недостатки политики в области качества; |
- установление четких взаимодействий между всеми элементами структуры предприятия и информационных потоков при выполнении работ и осуществлении любого вида деятельности; - постоянное развитие и совершенствование системы обеспечения качества и системы управления качеством на предприятии, а также распространение их на все управленческие направления; - разработка и утверждение Комплексных планов качества, включающих в себя организационно-технические мероприятия, направленные на обеспечение качества процессов и продукции; |
6. Постоянное улучшение |
- малоэффективная деятельность по улучшению; - недостаточно эффективный внутренний аудит и внутренний контроль за результатами деятельности предприятия; - нехватка финансовых ресурсов; - незаинтересованность и неинициативность персонала; |
- поиск и реализация новых методик и лучших способов совершенствования деятельности предприятия; - применение статистических методов при проведении внутреннего аудита; - использование лучшего опыта других компаний; - введение в действие малозатратных и быстроокупаемых механизмов обеспечения и поддержания эффективности производственной деятельности; - обучения и мотивация персонала; |
7. Принятие решений, основанное на фактах |
- недостаточная компетентность руководителя и персонала =>принимаемые решения не основываются на анализе реальных данных; - не учитываются прошлый опыт, результаты внутренних и внешних проверок, жалобы потребителей, идеи и предложения, поступающие от сотрудников; |
- использование статистических методов для оказания помощи в принятии решений (н-р, при измерении, описании, анализе, интерпретации и моделировании изменчивости); - применение экспертных методов, основанных на конкретных знаниях экспертов и их предметной деятельности; |
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками |
С поставщиками установлены взаимовыгодные отношения, организованы четкие и открытые связи (основанных на балансе краткосрочных и долгосрочных целей обеих сторон). Мероприятия на будущее: - вовлечение поставщиков в деятельность предприятия по проектированию и разработке с целью обмена знаниями, результативного и эффективного улучшения процессов жизненного цикла и поставки соответствующей продукции; - стимулирование поставщиков к выполнению программ постоянного улучшения деятельности и к принятию участия в других инициативах по улучшению. |
Для управления качества печенья необходимо знать основные требования, предъявляемые к нему. Согласно ГОСТу 24901—89 «Печенье. Общие технические условия» выделим некоторые из них.
По органолептическим показателям изготавливаемое сахарное печенье должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 9.
Таблица 9. Требования к органолептическим показателям
Наименование показателя |
Характеристика и норма для сахарного печенья |
Форма |
Правильная, соответствующая данному наименованию печенья, без вмятин, края печенья должны быть ровными или фигурными. Допускаются: - изделия с незначительной деформацией — не более 4% к массе; - изделия надломанные — не более 1 шт. в упаковочной единице массой до 400 г и не более 5% к массе в весовом печенье; - печенье, содержащее более 5% надломанного, относят к лому. |
Поверхность |
Гладкая с четким рисунком на лицевой стороне, не подгорелая, без вкраплений крошек. Допускаются изделия с небольшими вздутиями, нечетким рисунком и слегка шероховатой поверхностью не более 1 шт. в фасованном печенье и не более 5% к массе в весовом. Допускаются следы от кромок и швов листов и транспортерного полотна, не деформирующие печенья, а также изделия с углублениями в виде раковин, площадью не более 20 мм2 и с вкраплениями крошек: не более 1 шт. в фасованном печенье и не более 4% к массе в весовом. |
Цвет |
Естественный для выпеченного изделия цвет, одинаковых оттенков, равномерный. Допускается более темная окраска выступающих частей рельефного рисунка и краев печенья, а также нижней стороны печенья и темноокрашенные следы от сетки печей или трафаретов. В фасованном печенье для экспорта общий тон окраски отдельных изделий должен быть одинаковым в каждой упаковочной единице. |
Вкус и запах |
Свойственные данному наименованию печенья, без посторонних запаха и привкуса. |
Вид в изломе |
Пропеченное печенье с равномерной пористостью, без пустот и следов непромеса. |