Весь процесс проектирования организационной структуры можно разделить на 3 этапа:
1. Используя жизненный цикл продукции, или по-другому петлю качества, выберем все те функции, которые будут выполняться в процессе деятельности предприятия (не более 7+-2 для более эффективного управления руководителем). Например, маркетинг, планирование и разработка, снабжение, производство, контроль, упаковка и хранение, продажа и доставка, утилизация.
2. Разработка состава основных подразделений и отделов, установление связей между ними и выбранными ранее функциями. Например, отдел маркетинга, проектно-технологический отдел, бухгалтерия, отдел производства, административно-хозяйственный отдел, отдел контроля, отдел приема сырья и сбыта продукции.
3. Регламентация организационной структуры - предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (распределение должностей, количество работников), распределение задач и работ между конкретными исполнителями, установление ответственных за их выполнение. Например:
- отдел маркетинга – маркетолог (ответственный);
- проектно-технологический отдел – инженер-технолог (ответственный), главный технолог;
- бухгалтерия – главный бухгалтер (ответственный);
- отдел производства – начальник производственного отдела (ответственный), операторы линии (7 чел.);
- административно-хозяйственный отдел – начальник производственного отдела (ответственный), уборщик (2 чел.), механик-электрик (1 чел.), охранник (1 чел.);
- отдел контроля – главный технолог (ответственный), инженер по качеству (1 чел.), лаборант (2 чел.);
- отдел приема сырья и сбыта продукции – заведующий складом (ответственный), водитель (2 чел.).
Все данные представлены в виде линейно-функциональная организационная структура управления предприятием (рис.2).
Рис. 2 Линейно-функциональная организационная структура управления
4 Описание связей
Связи могут быть:
- финансовые;
- информационные;
- вербальные;
- экономические.
Направленность и вид связей (односторонние или двусторонние), между персоналом предприятия представлены на рис. 3.
Рис. 3 Связи между функциональными начальниками и директором
Представим должностные инструкции (а именно обязанности) каждого функционального начальника, непосредственно подчиняющего директору предприятия и несущего ответственность за определенное структурное подразделение или отдел.
Директор предприятия:
1. Руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
2. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции, ее соответствие мировым стандартам в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка и удовлетворения потребностей населения в соответствующих видах отечественной продукции.
3. Организует производственно-хозяйственную деятельность на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно-обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта (отечественного и зарубежного) в целях всемерного повышения технического уровня и качества продукции услуг, экономической эффективности ее производства, рационального пользования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов.
4. Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательства перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров (контрактов и бизнес-планов).
5. Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.
6. Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и материальных стимулов повышения эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки.
7. Разрабатывает и организует выполнение мероприятий по результатам государственного надзора, межведомственного и ведомственного контроля за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий по качеству продукции, подготовке продукции к сертификации и аттестации.
8. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществлении его хозяйственно экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения инвестиционной привлекательности предприятия в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности.
9. Защищает имущественные интересы в суде, арбитраже, органов государственной власти и управления.
Маркетолог:
1. Осуществляет разработку маркетинговой политики на предприятии на основе анализа потребительских свойств производимой продукции и прогнозирования потребительского спроса и рыночной конъюнктуры.
2. Занимается проведением исследований основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, соотношение спроса и предложения на аналогичные виды продукции, технических и иных потребительских качеств конкурирующей продукции.
3. Участвует в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, определении новых рынков сбыта и новых потребителей продукции, усовершенствовании методов продвижения данного товара на рынок.
4. Изучает мнения потребителей о выпускаемой предприятием продукции, его влияния на сбыт продукции и подготовку предложений по повышению ее конкурентоспособности и качества.
5. Готовит предложения по формированию фирменного стиля предприятия и фирменного оформления рекламной продукции.