– непрерывный контроль ключевых бизнес-процессов позволяет повысить эффективность деятельности предприятия, и, следовательно, увеличить прибыль;
– гарантирует надежность выполнения требований заказчика, а следовательно - повышение рыночной привлекательности;
– улучшение управления рисками;
– расширение экспортных возможностей;
– конкурентоспособность на внутреннем рынке;
– облегчение управления всей деятельностью предприятия;
– повышение качества продукции;
– снижение непроизводственных затрат;
– усовершенствование системы управления и повышение эффективности работы сотрудников на всех уровнях.
В дальнейшем по мере развития предприятия и приобретения им стабильности и устойчивости на внутреннем рынке, мы рассматриваем следующие преимущества:
– конкурентоспособность на внешнем рынке;
– возможность сотрудничества с иностранными партнерами;
– возможность привлечь иностранных и российских инвесторов;
– возможность реализовывать продукцию по мировым ценам на аналогичную продукцию.
Система менеджмента качества по МС ИСО 9001:2000 базируется на восьми принципах, которые были сформулированы и включены в стандарт для того, чтобы высшее руководство организации могло руководствоваться ими с целью улучшения ее деятельности.
Принципы СМК:
1) Ориентация на потребителя;
2) Лидерство руководителя;
3) Вовлечение работников;
4) Процессный подход;
5) Системный подход;
6) Постоянное улучшение;
7) Принятие решений, основанное на фактах;
8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Для поддержания эффективного функционирования СМК на предприятии необходимо периодическое проведение его аудита, т.е. выявление возможных отклонений. В рамках СМК аудит связан с решением трех основных задач:
- деятельность, касающаяся качества, должна соответствовать спланированным требованиям (основой является стандарт);
- требования должны соответствовать достижению целей;
- требования должны фактически выполняться.
Выделяют следующие виды аудита в рамках СМК:
1. системный аудит;
2. методический аудит (аудит процесса);
3. аудит продукции.
Для проверки СМК применяют системный аудит. Данный вид аудита может выступать в следующих формах:
- внутренний аудит (предприятие само проверяет собственную СМК на соответствие МС ИСО серии 9001, 14000)
- внешний аудит клиентом (клиент проводит аудит СМК у поставщика);
- внешний сертификационный аудит (учреждение или независимая организация осуществляет аудит с целью сертификации СМК).
Для предприятий особую роль играет проведение внутреннего аудита, целью которого является оценка СМК предприятия на соответствие требованиям МС ИСО 9001. В этой связи необходимо определить отвечают ли элементы управления качеством, определенным требованиям; достигаются ли цели качества; выполняются ли законодательно-правовые нормы. Для нашего предприятия мы проведем внутренний аудит СМК на основе экспертной оценки ее восьми принципов, который поможет выявить сильные и слабые стороны системы менеджмента качества предприятия, качество ее функционирования, а также определить способы устранения выявленных несоответствий. Экспертный метод решения определенных задач основан на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов – экспертов. Поэтому для экспертной оценки мы создадим группу экспертов-аудиторов из 5 человек, обладающих определенными квалификационным характеристиками: опытом проведения аудитов; компетентностью в данной области; умением реально оценивать факты и быть объективными; умением общаться с людьми и делать выводы.
Ниже определим характерные для каждого из принципов СМК признаки (составляющие), по которым эксперты будут оценивать каждый из них.
1) ориентация на потребителя:
- исследование всех потребностей и ожиданий потребителя;
- доведения этих запросов и потребностей до всего персонала;
- измерения удовлетворенности потребителей;
- управления взаимодействием с потребителями;
2) лидерство руководителя:
- демонстрация руководителем приверженности качеству;
- ориентации на потребности всех заинтересованных сторон;
- обеспечения атмосферы доверия и работы без страха;
- установления смелых целей и выработки стратегии для их достижения;
3) вовлечение работников:
- инициирования, признания и поощрения вклада работников;
- постоянного повышения знаний, опыта и компетентности работников;
- возложение и распределение ответственности между работниками;
- поиски новых возможностей для улучшения рабочей атмосферы;
4) процессный подход:
- идентификация и измерение входов в процессы и их результаты;
- определение взаимодействия процессов с функциями предприятия;
- оценка рисков, последствий и влияния процессов на потребителей и другие заинтересованные стороны;
- четкая установка прав, полномочий и ответственности за управление процессами;
- определение внутренних и внешних потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны;
- акцент внимания при проектировании процесса на всем его этапы, его обеспечение ресурсами, измерение (проверки), определение потребности в обучении персонала;
5) системный подход:
- установление, проектирование и разработка системы процессов, обеспечивающих достижение заданных целей;
- проектирования такой системы, при которой цели достигаются наиболее эффективным путем;
- понимания взаимозависимости процессов в системе;
- постоянного улучшения системы через измерения и оценку;
6) постоянное улучшение:
- формирования у каждого работника потребности в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом;
- применения основных концепций постоянного улучшения путем постепенных действий и нетрадиционных решений;
- постоянного повышения эффективности всех процессов;
- обучения каждого работника методам и средствам постоянного улучшения;
- определения измерителей и целей для организации улучшения;
- признания улучшений;
7) принятие решений, основанное на фактах:
- измерение и сбор данных и информации, относящихся к поставленной задаче;
- обеспечения уверенности в достоверности и точности этих данных и информации;
- принятие решений и выполнение действий на основе баланса результатов анализа фактов, опыта и интуиции;
8) взаимовыгодные отношения с поставщиками:
- идентификация основных поставщиков;
- установление взаимоотношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия и общества;
- налаживание четких и открытых связей;
- инициирование совместных разработок и улучшений продукции и процессов;
- обмен информацией и планами на будущее;
- признание достижений и улучшений поставщика.
Далее составим матрицу оценки экспертов-аудиторов по 10-бальной шкале, после чего:
1. Рассчитаем сумму значений для принципа СМК по формуле:
,
где Эi – оценка каждого эксперта-аудитора по всем принципам.