Прогрессивным методом массового выпуска изделий с применением оборудования и различных приспособлений является изготовление обручальных колец из заготовок-шайб. Шайбы вначале отжигают в специальной термической печи при температуре 680 'С и путем нескольких последовательных штамповочных операций на прессах с различными по форме штампами получают заготовку в виде цилиндра. Затем эту заготовку подвергают дальнейшей обработке на подрезном и раскаточном станках. Полученные кольца калибруют по размерам внутреннего диаметра, клеймят их именником предприятия, а в инспекции пробирного надзора— пробой, после чего окончательно полируют и глянцуют на шлифовальном станке.
Полученные в процессе вырубки или вытяжки на прессах и вращательных станках готовые заготовки отдельных деталей (касты и планки для колец, детали брошей, ножки к корпусам рюмок, детали подстаканников, сахарниц и др.) собирают вручную путем пайки. Все детали очищают от грязи, жиров и окислов.
Пайку производят специальными припоями, которые состоят из сплавов металлов, соответствующих пробе изготовляемых изделий, но менее термостойкими. Припой по цвету не должен отличаться от цвета изделия.
Наиболее трудоемким является процесс ручной пайки цепочек, звенья которых должны быть прочно соединены между собой, тщательно пропаяны без зазоров и следов припоя. За последнее время процесс изготовления цепочек на некоторых предприятиях автоматизирован. Пайка звеньев цепочек осуществляется на паяльных автоматах с применением порошкообразного припоя сложного состава.
Для совершенствования процесса сборки в настоящее время применяется более прогрессивный процесс плазменной сварки.
После сборки и пайки изделия подвергают дальнейшей обработке — опиловке, очистке, шлифовке, полировке, при необходимости отжигу и др.
Искусство филигранных изделий обусловливается своеобразной техникой их создания. Филигрань, или скань, представляет собой скрученную из двух или трех проволочек «веревочку», иногда сплющенную в виде ленточки. Процесс изготовления филигранных (сканных) изделий несложен. По контуру заранее созданного на бумаге рисунка (обычно орнамент) укладывают скань в виде всевозможных завитков, спиралек и т.д. Детали набираемого рисунка предварительно подклеивают. Подготовленный на бумаге набор накладывают на металлическую пластинку или шаблон, посыпают мелко измельченным припоем, смешанным с бурой. Под действием огня припой расплавляется, детали спаиваются, и получается ажурный узор. Объемные предметы создают путем набора филиграни на железные формы. Сканный узор обычно дополняют мелкими литыми шариками, называемыми зернью. Филигранные изделия из сплава серебра или посеребренные отбеливают, если требуется, золотят, оксидируют или полируют.
К отделочным операциям относят операции, связанные с обработкой поверхности изделий: галтовку, пескоструйную обработку, крацовку, шлифовку и полировку.
Галтовка — это очистка поверхности изделий путем вращения их в барабанах, загруженных стальными шариками, кожаными обрезками, песком и другими абразивными материалами.
Крацовку производят круглыми щетками из тонкой латунной или стальной проволоки на вращательном станке, чтобы придать изделию необходимую матированную поверхность.
Шлифовку изделий применяют для создания ровной поверхности с помощью. Вращающихся шлифовальных войлочных, фетровых или бязевых кругов и порошков — пемзы, наждака.
Полировка придает золотым и серебряным изделиям глянец и зеркальный блеск. Вручную изделия полируют гладилами из стали и гематита (минерал окись железа). Изделия, имеющие форму тел вращения, полируют на полировальных станках с помощью кругов из хлопчатобумажной ткани с применением порошков — крокуса, трепела. Широко применяют электролитическое полирование и отделку поверхности золотых и серебряных изделий алмазными резцами.
Оксидирование — это покрытие в декоративных целях поверхности серебряных и посеребренных изделий или отдельных ее участков темным налетом, иногда с постепенным переходом к светлому тону. Оно производится путем погружения изделий в горячий раствор серной «печени» (одна часть серы и две части поташа). Нарядно выглядят оксидированные изделия с рельефным рисунком, по контуру которого зачищена оксидировка до светлого тона.
Анодирование — это получение искусственной пленки и окрашивание изделий из алюминия под цвет золота и в другие цвета. Оно производится в серной кислоте с последующим опусканием изделия из алюминия в краситель, который заполняет поры оксидной пленки, образовавшейся в результате воздействия на алюминий серной кислоты. Для окрашивания изделия применяют органические красители. Оксидная пленка анодированного изделия обладает коррозийной устойчивостью и высокой твердостью. Изделия из анодированного алюминия нарядны и недороги.
Гравировку производят вручную, механизированным способом и путем вытравливания поверхности. При гравировке вручную по контуру рисунка, нанесенного на поверхность изделия, с помощью стальных резцов (штихелей) выбирают металл (углубления различного профиля) и создают, таким образом, гравированный рисунок.
Гравировку на металле вытравливанием производят кислотой. Поверхность изделия покрывают грунтом из воска, канифоли и асфальта, затем на загрунтованную поверхность наносят (до обнажения металла) рисунок, который обрабатывают кислотой. В результате действия кислоты на металл там, где снят грунт, образуется вытравленный рисунок. [8, с. 187]
Для придания драгоценным камням формы, красоты и обеспечения игры цветов минералы необходимо обрабатывать. Обработка драгоценных камней иначе называется гранильным искусством.
Основными этапами данного вида работы являются огранка и полировка минералов. А сам процесс обработки ювелирных камней включает в себя изготовление кабошонов, непосредственно огранку и резьбу по камню (гравирование).
Одним из древнейших и самых простых способов обработки минералов является кабошон, заключающийся в придании верхней части камня округленной формы.
В процессе огранки на обрабатываемый материал наносится некоторое количество плоских гладких граней, что требует от мастера необычайного умения и математической точности. Данный вид обработки ювелирных камней наиболее популярен среди прозрачных минералов, таких как алмаз и изумруд, имеющих яркий блеск. В результате огранки достигается максимальная игра цвета. Для камней полупрозрачной и непрозрачной структуры чаще всего применяется кабошон.
Но не для всех камней подходит огранка одного типа. Так, для камней, отличающихся ярким цветом, таких как сапфир и изумруд применяется ступенчатая огранка, то есть придание камням прямоугольной формы. Огранка же алмазов требует более сложного подхода, поскольку этот минерал имеет необычайно твердую структуру. Процесс обработки этого камня немыслим без специального технического оборудования и использования гранильных станков. [6, с. 59]
Огранка – это гармоничное сочетание различных форм и размеров граней, наносимых на поверхность камня по заранее разработанному рисунку. Кроме того, что такая обработка камней придает им внешнюю красоту и изящество, огранка значительно усиливает явления преломления и дисперсии света, вызывающие игру и блеск ограненных камней. Верно выбранная огранка и идеальная полировка обеспечит великолепный блеск и игру света в камне. Огранка превращает природный камень (прекрасный и в первозданном виде) в изысканно и многогранно сверкающий шедевр в драгоценном украшении. Самые известные типы огранки алмазов–бриллиантовая и роза (мелкие камни). Бриллиантовой формой гранят крупные камни, их после огранки называют бриллиантами. Сверху алмаз, ограненный под бриллиант, в виде круга с гладкой поверхностью, в котором, как в калейдоскопе, искрятся боковые грани, нисходящие геометрическим узором по конусным сторонам камня (по форме сбоку напоминает юлу), напоминает восьмиконечную звезду в круге (см. рис. 6).