Глава 3 Совершенствование ассортимента магазина и оценка потребительских предпочтений при покупке
Маркетинг, трудно переводимый термин, и среди маркетологов нет единства в его интерпретации; диапазон расхождения мнений очень широк. В мировой литературе насчитывается несколько сот определений маркетинга. Маркетинг – это система управления деятельностью предприятия на рынке, регулирования рыночных процессов и изучения рынка.
Нетрудно понять, что последний элемент маркетинга выполняет служебную роль по отношению к первым двум, поскольку никакое управление невозможно без информационного обеспечения, а регулирование предполагает предварительное выявление причинно-следственных связей и факторов, с помощью которых можно воздействовать на рынок. Этот третий элемент, или составная часть, маркетинга, носит название маркетингового исследования. Маркетинговое исследование выполняет одно из базовых требований маркетинга – сделать развитие рынка предсказуемым.
Маркетинговое исследование – любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга.
Маркетинговое исследование представляет собой систему сбора, обработки, сводки, анализа и прогнозирования данных, необходимых для обеспечения успешной конкретной маркетинговой деятельности на любом ее уровне.
Потребительское предпочтение – это объективное отношение покупателей к конкретному изделию или его отдельным функциональным или эстетическим свойствам. Потребительские предпочтения могут проявляться как в форме прямого предпочтения (покупки или приобретения товара) или отказа от совершения этих действий, так в форме суждений о его преимуществах и недостатках перед другими товарами – аналогами.
Носителями информации, используемой в маркетинге, являются потребители (как индивидуальные – население, так и производственные и массовые – предприятия, учреждения, фирмы и др.) Производственные и массовые потребители дают информацию о своих потребностях в виде отчетности, ответов на анкеты, а главное – в форме заказов производителям. Индивидуальные потребители не обязаны давать какие-либо сведения о своих потребностях. Получить их можно только в форме выборочного опроса. Устный опрос – интервью – имеет определенные временные ограничения, он не может длиться дольше нескольких секунд. Это, естественно, ограничивает объем информации. Анкета – вопросник, на который отвечает опрашиваемое лицо (респондент).
По анкетам в результате обработки ответов может быть получена количественная, статистическая характеристика изучаемого явления, выявлены и смоделированы причинно-следственные связи.
Анкетирование – форма выборочного опроса, когда заполняется специальный вопросник (анкета) самим респондентом или регистратором (экспедиционный способ), иногда анкеты рассылаются и возвращаются по почте (корреспондентский способ).
Целью данного опроса является изучение потребительских предпочтений при выборе ювелирных изделий колец с драгоценными камнями или без них.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- Разработка формы и содержания анкеты;
- Выявление потребительского предпочтения в отношении мотива приобретений, а также в отношении выбора наиболее значимых потребительских характеристик ювелирных изделий.
Предполагаемая численность респондентов рассчитывается следующим образом. При проведении анкетных опросов пользуются методом случайной бесповторной выборки), суть заключается в том, что респондент отбирается случайно и второй раз не опрашивается).
По специально разработанной анкете (приложение А) был проведен опрос у населения города Тюмени. Основная цель опроса: выявить предпочтения, отдаваемые потребителями разных возрастных категорий и степеней обеспеченности, свойствам, качеству и ассортименту ювелирных изделий колец.
Выборка составила 50 человек. В опросе принимали участие предприниматели, студенты, домохозяйки, пенсионеры, рабочие и служащие.
Распределение респондентов по социальному статусу приведено в таблице 9.
Таблица 9 - Распределение респондентов по социальному статусу
Социальный статус |
Кол-во опрашиваемых человек |
Удельный вес, % |
Рабочий |
2 |
4 |
Служащий |
8 |
16 |
Предприниматель |
20 |
40 |
Бизнесмен |
15 |
30 |
Домохозяйка |
5 |
10 |
Всего |
50 |
100 |
Из таблицы видно, что наибольшее число опрошенных по социальному статусу относятся к предпринимателям и бизнесменам – 40 и 30% соответственно.
Распределение респондентов по возрастной категории показано в таблице 10.
Таблица 10 - Распределение респондентов по возрастной категории
Возрастная категория |
Кол-во опрашиваемых человек |
Удельный вес, % |
До 25 лет |
3 |
6 |
От 25 до 50 лет |
37 |
74 |
Старше 50 лет |
10 |
20 |
Всего |
50 |
100 |
Согласно таблицы, самая большая группа представлена респондентами в возрасте от 25 до 50 лет и составляет 74% от всего количества опрошенных.
По уровню дохода респонденты были поделены на три категории: с низким, средним и выше среднего уровнями дохода. Распределение респондентов по доходной части отображено в таблице 11.
Таблица 11 - Распределение респондентов по уровню дохода
Уровень дохода |
Кол-во опрашиваемых человек |
Удельный вес, % |
Средний |
28 |
56 |
Выше среднего |
13 |
26 |
Высокий |
9 |
18 |
Всего |
50 |
100 |