Максимальная рентабельность является основной целевой установкой для частного предприятия, ориентированного на достижение определенного притока денежных средств (наличности) в определенные периоды. Достижение максимальной рентабельности означает стремление к максимальному увеличению рентабельности в обороте или к ее росту на определенную величину, к снижению расходов до минимума или к тому, чтобы определенный уровень издержек не был повышен, к обеспечению ликвидности, т. е. к тому, чтобы предприятие в любой момент было в состоянии оплачивать свои срочные обязательства, к развитию мощностей предприятия. Максимальная рентабельность достигается при таком объеме деятельности, когда граничный доход равняется граничным затратам.
Показатель рентабельности – поток наличности, применяется в зарубежной практике и определяется путем прибавления к чистой рентабельности амортизационных отчислений, а также отчислений в фонд выбытия (выбытие не подлежащих амортизации активов – запасов, либо подлежащих амортизации, но попадающих под чрезвычайное обесценивание). Этот показатель применяется при оценке ликвидности и общей доходности предприятия (промышленного предприятия, компании).[6]
Зарубежные специалисты в аналитических целях применяют показатели валового и чистого самофинансирования, отражающие собой способность к самофинансированию.
Валовое самофинансирование исчисляется путем вычитания из потока наличности распределенной рентабельности. Чистое самофинансирование – разность между валовым самофинансированием и амортизационными отчислениями, а также отчислениями в резервные фонды.
Рентабельность (доход) также рассчитывается при помощи "потока наличности". Для этого к последнему прибавляют налог на корпорации и сумму по статье "Прочие резервные отчисления", за исключением той ее части, которая уже содержится в "потоке наличности", а также финансовые издержки по долгосрочным обязательствам и минус прочие рентабельности и доходы от финансовых операций.
Предпринимательский доход считается более точным, чем рентабельность.
Допустимая рентабельность зависит от степени признания государством, предприятием, профсоюзами, союзами предпринимателей и соответствующим законодательством необходимости получения рентабельности (для принятия бюджета) и от методов негосударственного регулирования (установить определенный уровень цен, соглашение производителей, оптовых и розничных продавцов).
Государство через налоговое законодательство может предусмотреть льготы по налогообложению. Тогда льготируемая часть рентабельности, направляемая на научно-техническое развитие или другие цели, будет считаться не облагаемой налогом рентабельностью.
Консолидация предприятий определяется экономической целесообразностью. Наличие нескольких мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных в большинстве случаев выгоднее, чем создание крупного предприятия (промышленного предприятия). Выгоды определяются возможностью экономии на налоговых платежах, снижения отрицательных последствий от рисковой деятельности в бизнесе, диверсификации деятельности.
Для оценки эффективности работы коммерческого предприятия недостаточно использования показателя рентабельности, поскольку наличие рентабельности еще не означает, что предприятие работает хорошо. Абсолютная сумма рентабельности не позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия, сделки, идеи. Многие коммерческие предприятия, получившие одинаковую сумму рентабельности, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель – уровень рентабельности. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций – как объективную экономическую категорию и как количественный и качественный показатель.
Как объективная экономическая категория рентабельность характеризует доходность, финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.
Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых предприятий за определенный период.
В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности:
1) рентабельность,
2) отношение полезного результата торговой деятельности в виде рентабельности к стоимости совокупных затрат на ее получение;
3) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме;
4) интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.
Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников данного предприятия, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков. Повышение уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев – это информация о результатах применяемой тактики и стратегии и о целесообразности ее корректировки.
Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к данному предприятию других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. У предприятия появляется возможность не только дальнейшего развития данного вида деятельности, но и возможность получения более высоких дивидендов. И наоборот, при падении уровня рентабельности интерес к вложениям в данное предприятие падает.
Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.
Динамика рентабельности коммерческого предприятия изучается также налоговыми службами, фондовыми биржами, профессиональными ассоциациями.
В мировой практике достаточно широко используется система показателей рентабельности для оценки эффективности работы промышленного предприятия (компании), ее текущего положения, для сравнительного анализа привлекательности различных сфер бизнеса. Система коэффициентов рентабельности объединяет три класса:
1) рассчитываемые на основе рентабельности:
2) рассчитываемые для оценки отдачи производственных активов;
3) рассчитываемые на основе потоков наличных денежных средств.
Промышленное предприятие для организации производственного процесса привлекает значительное число работников. Расходы на оплату их труда занимают большой удельный вес в общей сумме текущих издержек. Поэтому для предприятия становится важным определение эффективности использования привлеченных трудовых ресурсов. Показатель рентабельности трудовых ресурсов характеризуется двумя частными показателями: рентабельностью в расчете на одного коммерческого работника, рентабельностью к среднедневной (среднегодовой) численности и в расчете на 1 рубль затрат, связанных с их содержанием (фонд оплаты труда, включая затраты на подготовку кадров и охрану труда и работников).