Рис. 9.
Материальная мотивация
5-ая модель |
Социальные мотиваторы |
Бесплатное пользование дошкольными учреждениями |
Бесплатное питание на работе |
Бесплатное медицинское обслуживание |
Кредитование получения образования |
Оплата транспортных расходов |
Бесплатное пользование спортивными сооружениями |
Досрочный выход на пенсию за счет предприятия |
Повышение квалификации за счет предприятия |
Материальные гарантии по безработице |
Покупка для работников жилья |
Снижение норм выработки в связи с ухудшением здоровья |
Скидка на покупку товаров |
Выделение беспроцентных кредитов |
Рис. 10.
Мотивация в системе повышения квалификации
Мотивация в системе повышения квалификации УР преимущественно базируется на теории ожидания, которая предполагает наличие определенной цели у работника, решившего повысить свою квалификацию, и пути достижения этой цели в надежде на то, что чем выше будет его квалификация, тем быстрее будет осуществляться его профессиональный должностной рост и связанная с этим мотивация труда.
Любая модель мотивации вообще и в системе повышения квалификации, в частности, включает в себя элементы теории ожидания и теории справедливости и связана, прежде всего, с затратами дополнительных усилий, полученными результатами, уровнем вознаграждения и степенью удовлетворенности. В свою очередь, удовлетворение – это результат воздействия внутренних и внешних вознаграждений с учетом их справедливости. Насколько справедливо вознаграждение по результатам повышения квалификации, настолько УР будет стремиться к ее повышению.
Сегодня нет необходимости кого-то убеждать, что первоочередной мерой в этой области должно стать превращение системы повышения квалификации и переподготовки кадров в действенный механизм, так как эта проблема является одной из ключевых проблем структурной перестройки производства. Шкала доплат за высокую квалификацию приведена ниже (табл. 1)
Таблица 1
Шкала доплат к должностному окладу ИУР за повышение квалификации
с учетом образования, стажа работы и коэффициента качества труда (КТР)
Инженерно-управленческие работники |
Образование |
КТР от 1 и выше |
Стаж работы | ||||
от 3 до 4 |
от 5 до 7 |
от 8 до 11 |
от 12 до 15 |
выше 15 | |||
Инженеры, управленцы |
среднее |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
среднее специальное |
- |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 | |
незаконченное высшее |
- |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 | |
высшее |
- |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 | |
кандидат наук |
- |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 | |
Экономисты, бухгалтеры |
среднее |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
среднее специальное |
- |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 | |
незаконченное высшее |
- |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 | |
высшее |
- |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 | |
кандидат наук |
- |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
Мотивация как фактор развития технического творчества
До 1985 г. в бывшем СССР ежегодно в производство внедрялось более 4 млн. рационализаторских предложений и изобретений с экономическим эффектом 5 млрд. руб., естественно, в ценах соответствующего периода. Техническое творчество УР и рабочих положительно воздействовало не только на развитие экономики, но и на повышение социальной и творческой активности практически всех категорий работающих. Однако, наряду с увеличением численности изобретателей и рационализаторов, подавших предложения за последние 10-15 лет в сравнении с предыдущими периодами, одновременно проявилась и другая отрицательная тенденция – уменьшение роста интенсивности массовости участия трудящихся в техническом творчестве в сравнении с общей численностью рабочих, УР и служащих, занятых в народном хозяйстве страны. Значительное количество предложений (более 30% от поданных) не находили практического применения в производстве из-за длительных сроков их использования.
Безусловно, что данные явления требуют дальнейшего изучения как с позиции выяснения причин, породивших их, так и с точки зрения разработки мероприятий по устранению возникших отрицательных тенденций в развитии изобретательского и рационализаторского творчества. И особенно важным представляется изучение рационализаторской и изобретательской деятельности ИУР, от труда и характера принимаемых решений которых во многом зависят эффективность общественного производства, улучшение качества работы, масштабы и темпы научно-технического прогресса.